Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н,
судей: Мирончика И.С, Соснина Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Юровой Л.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Натаровой Елены Павловны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказов N Н-4036 от 09.04.2019 г, Н-4038 от 09.04.2019 г. по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ДМИЗО администрации г. Красноярска Быковской А.С,
на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 04 сентября 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Натаровой Елены Павловны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков, возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.
Признать незаконными отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска N Н-4036 от 09.04.2019 г, N Н-4038 от 09.04.2019 г. в рассмотрении заявлений Натаровой Елены Павловны о предоставлении земельных участков.
Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Натаровой Елены Павловны от 14.03.2019 г. N Н-4038, Н-4043, Н-4045, Н-4049, Н-4052, Н-4057, Н-4036, Н-4039, Н-4048, Н-4056, Н-4060 о предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения делу в Кировский районный суд г. Красноярска".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Натарова Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными отказов административного ответчика N Н-4036 и N Н-4038 от 09.04.2019 года; возложении обязанности повторно рассмотреть заявления от 14.03.2019 г. N Н-4038, Н-4043, Н-4045, Н-4049, Н-4052, Н-4057, Н-4036, Н-4039, Н-4048, Н-4056, Н-4060 по существу заявленных требований.
Требования мотивированы тем, что Натарова Е.П, являясь многодетной матерью, 12.03.2019 года обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее по тексту - ДМИЗО администрации г. Красноярска) с заявлениями N Н-4038, Н-4043, Н-4045, Н-4049, Н-4052, Н-4057, Н-4036, Н-4039, Н-4048, Н-4056, Н-4060 о предоставлении земельных участков, расположенных в г. Красноярске, бесплатно. В данных заявлениях истец просила рассмотреть все возможные варианты формирования испрашиваемых ей земельных участков для исключения любых факторов, препятствующих предоставлению испрашиваемых участков. Однако, письмами от 09.04.2019 г. N Н-4036 и N Н-4038 в предоставлении испрашиваемых земельных участков было отказано, по причине непредоставления документа, подтверждающего совместное ее проживание с детьми. В связи с чем, административный истец полагает, что вышеназванные отказы являются незаконными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ДМИЗО администрации г. Красноярска Быковская А.С. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, ссылаясь на обоснованный отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска. В дополнительных письменных пояснениях к апелляционной жалобе представитель ДМИЗО администрации г. Красноярска Вагапова А.В. указывает, что обязанность должностного лица органа местного самоуправления по истребованию документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся документы, предусмотрена Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 19.07.2013 года N 156-р, только в отношении выписки из ЕГРН, которую заявитель вправе, но не обязан предоставить самостоятельно. При этом такой обязанности не предусмотрено в отношении иных перечисленных в пункте 16 Административного регламента документов, которые заявитель обязан представить самостоятельно. По сведениями с сайта reformgkn.ru, управление домом осуществляет управляющая компания - ООО УК "ЖСК", уполномоченная на предоставление заявителю выписок из финансово-лицевого счета, при этом, невозможно межведомственное взаимодействие между ДМИЗО администрации г. Красноярска и ООО УК "ЖСК", поскольку управляющие организации не являются органами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Натаровой Е.П. - Березкина К.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся административного истца Натаровой Е.П. и ее представителя Березкиной К.Д, проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска Вагапову А.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении").
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, административный истец Натарова Е.П. включена в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка.
05.03.2019 года административным истцом в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска были направлены заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Указанные заявления были получены административным ответчиком 14.03.2019 года.
Согласно ответам ДМИЗО администрации г. Красноярска N Н-4036 от 09.04.2019 г, на обращения Натаровой Е.П. N Н-4036, Н-4039, Н-4048, Н-4056, Н-4060 от 14.03.2019 г.; N Н-4038 от 09.04.2019 г. на обращения Натаровой Е.П. N Н-4038, Н-4043, Н-4045, Н-4049, Н-4052, Н-4057 от 14.03.2019 г, следует, что муниципальная услуга по предоставлению многодетным семьям земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется администрацией г. Красноярска в соответствии с ЗК РФ и Законом Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации города от 19.07.2013 г. N 156-р. При подаче нового заявления должен быть повторно предоставлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственней) книги либо акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственней) книги, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Однако указанный документ административным истцом в адрес административного ответчика представлен не был.
Удовлетворяя административные исковые требования Натаровой Е.П, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Натарова Е.П. была ранее включена в Книгу учета многодетных граждан для получения земельного участка, то административный ответчик до получения вышеуказанных заявлений Натаровой Е.П. имел в распоряжении сведения о ее совместном проживании с детьми и не был лишен возможности запросить соответствующие сведения в порядке информационного взаимодействия, а потому ответы ДМИЗО администрации г. Красноярска нарушают права и интересы административного истца, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они противоречат нормам материального права.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Красноярском крае указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее по тексту - Закон Красноярского края N 7-2542).
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Красноярского края N 7-2542 многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Перечень прилагаемых документов к заявлению обозначен в пункте 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края N 7-2542, а статьей 29.2 названного Закона края предусмотрен порядок формирования очереди на предоставление земельного участка многодетным гражданам.
Из подпункта "г" пункта 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края N 7-2542 следует, что к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Пункт 4 статьи 29.2 Закона Красноярского края N 7-2542 предусматривает, что при подаче в орган нового заявления многодетным гражданином, состоящим в очереди, должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Судебная коллегия, оценивая представленные сторонами доказательства по делу, приходит к выводу о том, что Натаровой Е.П. не исполнена установленная действующим законодательством при подаче новых заявлений обязанность повторного предоставления документа, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акта обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданного не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Более того, доказательств того, что у Натаровой Е.П. отсутствовала реальная возможность предоставления вышеуказанного документа в ДМИЗО администрации г. Красноярска не имеется.
При этом судебная коллегия считает ошибочными выводы суда о том, что ДМИЗО администрации г. Красноярска имеет возможность в порядке информационного взаимодействия запросить информацию о совместном проживании заявителя с детьми, поскольку управляющие организации не являются органами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Так, согласно сведениями с сайта reformgkn.ru, управление домом по адресу: "адрес" (указан в заявлениях, поступивших 14.03.2019 года в ДМИЗО администрации г. Красноярска), осуществляет коммерческая организация - ООО УК "ЖСК", уполномоченная на предоставление заявителю выписок из финансово-лицевого счета, в связи с чем, отсутствует межведомственное взаимодействие между ДМИЗО администрации г. Красноярска и ООО УК "ЖСК".
Судебная коллегия учитывает, что ссылки стороны административного истца на судебную практику в обоснование своих доводов не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом того, что заявления Натаровой Е.П. рассмотрены и на них подготовлены мотивированные ответы ДМИЗО администрации г. Красноярска в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также учитывая все вышеизложенные обстоятельства по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а потому решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное в связи с нарушением судом норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Натаровой Е.П. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 04 сентября 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым отказать в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований Натаровой Елены Павловны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказов N Н-4036 от 09.04.2019 года, Н-4038 от 09.04.2019 года по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков незаконными и возложении обязанности повторно рассмотреть заявления Натаровой Елены Павловны от 14.03.2019 года N Н-4038, Н-4043, Н-4045, Н-4049, Н-4052, Н-4057, Н-4036, Н-4039, Н-4048, Н-4056, Н-4060 о предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.