Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Агапова А.А,
- Пестрикова О.В,
при секретаре - Алиеве Р.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Глушак Я.А. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ли Л.Д. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невключением в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В, объяснения представителя административного ответчика - Орловой А.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения административного истца и ее представителя - Степановой Э.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением суда первой инстанции административное исковое заявление Ли удовлетворено.
Суд признал незаконным решение начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Востокрегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе включить административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений, обязав названного административного ответчика рассмотреть заявление Ли с этой просьбой с учетом установленных судом обстоятельств.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование своей просьбы автор жалобы, ссылаясь на статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N полагает ошибочным вывод суда о праве Ли на получение служебного жилого помещения. Учитывая, что административный истец ранее имела в собственности жилое помещение, расположенное в том же населенном пункте, что и войсковая часть N куда она поступила на военную службу по контракту в ДД.ММ.ГГГГ года, до ДД.ММ.ГГГГ сохраняла там регистрацию, а до "данные изъяты" года имела регистрацию в квартире, принадлежащей на праве собственности ее брату, также расположенной в "адрес", она, даже с учетом ее регистрации в настоящее время при воинской части и наличия соглашений об определении порядка пользования вышеперечисленными жилыми помещениями, не имеет права на предоставление служебного жилого помещения. При этом ссылка суда на истечение пятилетнего срока, установленного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента распоряжения истцом квартирой, имевшейся у нее в собственности, является ошибочной, поскольку данная норма применима к правоотношениям, возникающим при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых административным истцом действий должностного лица ФГКУ "Востокрегионжилье", поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с названным Кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одно из таких препятствий установлено частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в Жилищном кодексе Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Обязанность командования по предоставлению военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения только в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего вытекает и из смысла абзаца 2 пункта 1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона, который устанавливает обязанность по обеспечению прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия, что не ограничивает права остальных военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая решение об удовлетворении требований Ли, суд первой инстанции обосновано исходил из факта отсутствия в собственности у административного истца и членов ее семьи по месту прохождения военной службы в г.Хабаровске какого-либо жилья, а также права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности отцу административного истца, а также жилым помещением, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", принадлежащем на праве собственности брату Ли.
Как пояснила в судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец, "адрес" "адрес" была приобретена на денежные средства, предоставленные ее отцом по договору займа, с условием возврата суммы займа к определенному сроку. В противном случае приобретенное жилое помещение возвращается займодавцу. Учитывая, что по семейным обстоятельствам она со своим бывшим супругом - Нагай С.Ю. не смогла возвратить отцу заемные денежные средства, в указанной квартире она и члены ее семьи не вселялись, а проживали в иных жилых помещениях на условиях найма, она после расторжения брака по требованию отца вынуждена была подарить отцу вышеуказанную квартиру без каких-либо условий. При этом отцом с ней было заключено соглашение об определении порядка пользования данным жилым помещением, согласно которому она и члены ее семьи сохраняют в этой квартире только регистрацию без права проживания и по требованию собственника этого жилья обязаны сняться с регистрационного учета, что и было сделано в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до поступления в ДД.ММ.ГГГГ года на военную службу по контракту. При этом по ее просьбе она и члены ее семьи были зарегистрированы в "адрес" по "адрес", принадлежащей ее брату - Со Д.Д, с которым было заключено аналогичное соглашение.
Изложенные истцом обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле, а также дополнительными доказательствами, представленными истцом в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, поскольку административный истец и члены ее семьи никогда не проживали в вышеуказанных жилых помещениях и не вселялись туда в качестве членов семьи собственников этого жилья, а, оформив соответствующие соглашения, имели с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ только регистрацию в вышеуказанных жилых помещениях, что в силу положений части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не уравнивало истца и членов ее семьи с собственниками данных жилых помещений в правах по их использованию, вывод суда первой инстанции о незаконности решения административного ответчика об отказе во включении Ли в список на представление служебных жилых помещений является правильным.
Данный вывод гарнизонного военного суда полностью согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 постановления Пленума от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так к как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Учитывая, что в силу вышеприведенных правовых норм единственным основанием предоставления гражданам служебных жилых помещений является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другого жилого помещения в соответствующем населенном пункте, что и было установлено судом в отношении Ли, последняя имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы.
Что касается утверждения автора апелляционной жалобы об ошибочном применении судом при разрешении данного административного дела положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, то данное обстоятельство в силу части 5 статьи 310 КАС РФ не может служить основанием для коррекции правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь ст.308, п.1 ст.309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 7 августа 2019 года по административному делу по исковому заявлению Ли Л.Д. об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невключением в список на предоставление служебных жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Согласовано для публикации
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.