Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Знамеровского Р.В,
судей Аганиной Т.А, Смолина А.А,
при секретаре Ахмировой А.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жвавой Оксаны Вячеславовны, Жвавого Георгия Станиславовича, Жвавого Станислава Владимировича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жвавого Степана Станиславовича, Жвавой Анастасии Станиславовны к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности предоставить земельный участок,
по апелляционной жалобе Жвавого Станислава Владимировича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жвавого Степана Станиславовича, Жвавой Анастасии Станиславовны на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 02 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Знамеровского Р.В, выслушав объяснения представителя административных истцов Жвавой О.В, Жвавого С.В. - Каримовой О.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Жвавая О.В, Жвавый Г.С, Жвавый С.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Жвавого С.С, Жвавой А.С. обратились в суд с административным иском (с учетом уточнения) к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее по тексту - Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства, в части подготовки документов необходимых для предоставления земельного участка, признании незаконным и отмене распоряжения Министерства N 3613-Р от 31 августа 2018 года, возложении на Министерство обязанности предоставить семье Жвавого С.В. в собственность бесплатно земельный участок.
Требования мотивированы тем, что 23 сентября 2016 года распоряжением Министерства многодетная семья Жвавого С.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке. Оспариваемым распоряжением от 31 августа 2018 года Жвавый С.В. был снят с учета и ему было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием справки из образовательного учреждения об обучении по очной форме обучения сына Жвавого С.В. - Жвавого Г.С, возраст которого более 18 лет. Считают, что по вине действий административного ответчика, уведомление о предоставлении заявителям бесплатно земельного участка было подготовлено за пределами разумных сроков и после окончания обучения старшего ребенка. Полагают, что в случае направления уведомления административным ответчиком до окончания обучения Жвавого Г.С, то есть до 30 июня 2018 года, правовых оснований для снятия с учета и отказе в предоставлении земельного участка административным истцам у Министерства не имелось. Оспариваемое распоряжение административные истцы считают незаконным, нарушающим их право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 02 августа 2019 года признано незаконным и отменено решение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 31 августа 2018 года N3631-р о снятии с учета и об отказе в предоставлении земельного участка семье Жвавого С.В. в собственность бесплатно земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства. На Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении семье Жвавого С.В. испрашиваемого земельного участка. В удовлетворении остальной части административного иска Жвавой О.В, Жвавого Г.С, Жвавого С.В, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жвавого С.С, Жвавой А.С. отказано.
Не согласившись с решением суда, Жвавый С.В, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жвавого С.С, Жвавой А.С. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой, просит решение суда в части возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении семье Жвавого С.В. испрашиваемого земельного участка отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в части возложения на административного ответчика обязанности предоставить в собственность семьи Жвавого С.В. земельный участок с кадастровым номером приказ N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" Считает, в оспариваемой части решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку суд возложил обязанность на административного ответчика рассмотреть вопрос о предоставлении или об отказе в предоставлении испрашиваемого участка повторно, с учетом проверки еще раз документов без учета архивной справки о том, что ребенок, достигший 18 лет окончил обучение по очной форме. Полагает, что именно удовлетворение требования административных истцов о возложении обязанности на административного ответчика предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок будет являться восстановлением справедливости, поскольку этот земельный участок должен был быть предоставлен еще в июле 2018 года.
Административные истцы Жвавая О.В, Жвавый Г.С, Жвавый С.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Жвавого С.С, Жвавой А.С, представитель административного ответчика Министерство имущества Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
На основании пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянным местом жительства которых является Челябинская область, в собственность бесплатно. Указанные земельные участки предоставляются многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, постоянно проживающим на территории Челябинской области не менее пяти лет на дату подачи ими заявления о принятии на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно и нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 части 6 статьи 2 данного закона предусматривает возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в случае отсутствия ко дню предоставления такого участка справки из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).
Положениями п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему кодексу.
С учетом вышеизложенного само по себе отсутствие документа, подтверждающего факт обучения детей старше 18 лет в образовательном учреждении по очной форме обучения, ко дню предоставления бесплатно земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО и статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки, которая гарантирована административным истцам вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Министерства от 23 сентября 2016 года N 2637-Р Жвавый С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и на приусадебном земельном участке, с присвоением учетного номера приказ N.
20 июля 2018 года Жвавому С.В. Министерством направлено уведомление о возможности бесплатного предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером приказ N, расположенного по адресу: "адрес"
В указанном уведомлении Жвавому С.В. предложено в течение 14 календарных дней со дня получения данного уведомления представить в письменной форме в отдел по реализации отдельных полномочий в сфере землепользования Минимущества заявление о приобретении (или об отказе в приобретении) в собственность соответствующего земельного участка и документы, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 3 статьи 1-1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО, а именно паспорт, или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, документы, содержащие сведения о составе семьи гражданина и степени родства ее членов, справки из образовательных учреждений об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения.
Распоряжением Министерства от 31 августа 2018 года N 3613-Р Жвавый С.В. и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в предоставлении земельного участка и в предоставлении земельного участка им отказано, в связи с непредставлением справки из образовательного учреждения об обучении по очной форме обучения сына Жвавого С.В. - Жвавого Г.С, возраст которого более 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения). В качестве правового основания для снятия Жвавого С.В. с учета и для отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом распоряжении указаны положения пункта 2 части 6 статьи 2, пункт 2 части 7 статьи 1-1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенным по административному делу приказ N по иску ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО5, ФИО4, действующего за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО2 об оспаривании части 4 статьи 2, абзаца 1 части 6 статьи 2, пункта 2 части 6 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 1.2 закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО, установлено, что положения пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО не соответствуют федеральному законодательству, поскольку право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Признавая незаконным распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области N 3613-Р от 31 августа 2018 года о снятии с учета и об отказе в предоставлении семье Жвавого С.В. в собственность бесплатно земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое административными истцами распоряжение не соответствует требованиям федерального законодательства, гарантирующего предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в виде бесплатного предоставления земельного участка, нарушает право административных истцов на бесплатное получение в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Разрешая требования административных истцов в части возложения на административного ответчика обязанности предоставить спорный земельный участок суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что эти требования удовлетворены быть не могут, поскольку решение вопроса о предоставлении земельных участков находится в компетенции Министерства, при этом, согласно положений Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО Министерства наделено правом снятия граждан с соответствующего учета и отказа в предоставлении земельного участка при наличии установленных законом оснований.
Оценив представленные в суд доказательства, соотнеся их с нормами права, судебная коллегия признает такие выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом того, что действующим законодательством суд не наделен правом устанавливать наличие, либо отсутствие оснований препятствующих предоставлению земельного участка, а решение такого вопроса отнесено к компетенции Министерства, судья районного суда при принятии решения, верно избрал способ восстановления нарушенных прав административных истцов, возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении семье Жвавого С.В. испрашиваемого земельного участка, и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка разрешить вопрос по существу. Судом также отмечено, что при повторном разрешении этого вопроса Министерством, отказ в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием справки из образовательного учреждения об обучении по очной форме обучения сына Жвавого С.В. - Жвавого Г.С, возраст которого более 18 лет, недопустим.
Несогласие Жвавого С.В, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жвавого С.С, Жвавой А.С. с решением суда в этой части не свидетельствует о незаконности судебного акта и не влечет его отмену. К тому же, в апелляционной жалобе не приведены ссылки на закон, которому не соответствует решение суда первой инстанции в оспариваемой части.
Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение и являющихся основанием к отмене решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления при разрешении спора судом допущено не было, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г.Челябинска от 02 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жвавого Станислава Владимировича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Жвавого Степана Станиславовича, Жвавой Анастасии Станиславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.