Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Петровой Т.Г, Ирышковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2 -994/2019 по иску Кудрявского В.В. к Министерству социальной политики Калининградской области о признании участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и понуждении выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по кассационной жалобе Кудрявского В.В. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Стешовикова И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кудрявский В.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области о признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, понуждении выдать удостоверение, указывая, что в период прохождения срочной военной службы был прикомандирован к войсковой части 01094, в составе которой в период с 13.07.1986 по 14.08.1986 выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу радиоактивного облучения - 0, 456 рентген. Истец обратился к ответчику по вопросу получения соответствующего удостоверения, но получил отказ, который считает незаконным, полагает, что факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается представленными документами - военным билетом, справкой войсковой части 01094, архивной справкой, карточкой доз радиоактивного облучения, карточкой участника боевых действий; кроме того, войсковая часть входит в установленный законодательством перечень учреждений, которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2019 года решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 марта 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кудрявского В.В. - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Кудрявский В.В. просит отменить решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2019 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Кудрявского В.В. и представителя Министерства социальной политики Калининградской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеется оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой инстанции и апелляционной инстанции существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09 ноября 2018 года Кудрявский В.В. обратился в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о выдаче льготного удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
05 декабря 2018 года истцу направлен ответ с отказом в выдаче удостоверения с указанием на то, что в соответствии с названным законом ликвидаторами последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС признаются лица, принимавшие в 1986-1990 годах участие в работах в пределах зоны отчуждения, а приложенные к заявлению документы не содержат сведений о работе именно в зоне отчуждения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Приказа МЧС России N727, Минздравсоцразвития России N831, Минфина России N165н от 08 декабря 2006 года "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" и, дав оценку собранным по делу доказательствам, пришел к выводу, что у ответчика имелись законные основания для отказа истцу в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с недоказанностью выполнения им соответствующих работ в пределах зоны отчуждения.
Приходя к данным выводам суд первой инстанции, исходил из того, что в представленных истцом документах не указано, что работы осуществлялись истцом именно в пределах зоны отчуждения, тогда как в Законе РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" прямо указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Кроме того, войсковая часть 01094, в составе которой истец находился в спорный период времени, входит в "Перечень войсковых частей, учреждений, предприятий и организаций вооруженных сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 годах", утвержденный Приказом Минобороны России от 27 марта 2003 года N88, тогда как в Перечне воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения, содержащийся в указанном Приказе, войсковая часть 01094 не поименована.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда согласилась с указанными выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Таким образом, необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть, и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Между тем, заявителем не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 указанного Порядка, как не представлено и иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работ в зоне отчуждения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что участие истца в выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается внесением войсковой части 01094 в Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 годах, утвержденный Приказом Минобороны России от 27 марта 2003 года N88, являлись предметом исследования и оценки судебных инстанции и обоснованно отклонены при правильном применении норм материального права, поскольку указанный Приказ содержит Перечень воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС именно в зоне отчуждения и войсковая часть 01094 в данном перечне не поименована.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального права, что выразилось в не привлечении к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации и Министерства по чрезвычайным ситуациям в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются необоснованными, и не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке. Заявитель не указывает, как не привлечение данных организаций в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, могло повлиять на выводы судов при принятии решения. При этом, ходатайство о привлечении третьих лиц истцом не заявлялось, обстоятельств, свидетельствующих, что состоявшимися по делу судебными постановлениями разрешен вопрос о правах и обязанностях указанных лиц, истцом не приведено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений, фактически они сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда по обстоятельствам дела.
Поскольку нарушений требований статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанции допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 14 мая 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кудрявского В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.