Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Петровой Т.Г, Ирышковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1603/2019 по иску прокурора Кировского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО "Фирма "Феникс" об обязании совершить определенные действия
по кассационной жалобе ООО "Фирма "Феникс" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 августа 2019 года
Заслушав доклад судьи Стешовикова И.Г, объяснения представителя Генеральной прокуратуры РФ - Андреевой Н.А, представителя ООО "Фирма "Феникс" - Пурсиайнен П.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района Санкт-Петербурга в порядке статьи 45 ГПК РФ, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга к ООО "Фирма "Феникс" об обязании в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод выпуск 1, Санкт-Петербург, Ленинский пр, ККК К50, до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению города Санкт- Петербурга от 08.11.2012 N148, указывая, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения N10-49771/10-0 от 14.06.2005, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по адресу Санкт-Петербург, Ленинский пр, д.140, лит. А. Результатами анализа проб сточных вод от 12.12.2017 зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга, превышен показатель марганца в 3,6 раз.
Решением Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 22.04.2019 ООО "Фирма "Феникс" в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу обязано провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод выпуск 1, Санкт-Петербург, Ленинский пр, ККК К50, до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт- Петербурга от 08.11.2012 N148.
С ООО "Фирма "Феникс" взыскана государственная пошлина в доход бюджета города Санкт-Петербурга в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01.08.2019 решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 22.04.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Фирма "Феникс" - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе ООО "Фирма "Феникс" просит отменить решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 августа 2019 года.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика ООО "Фирма "Феникс" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель прокуратуры Санкт-Петербурга поддержал представленные письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеется оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой инстанции и апелляционной инстанции существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в прокуратуру Кировского района города Санкт-Петербурга поступила информация ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" филиала "Водоотведение Санкт-Петербурга" о результатах анализа проб сточных вод ООО "Фирма "Феникс" в систему коммунальной канализации по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр, д.140, лит. А (выпуск 1, СПб, Ленинский пр, ККК К50), согласно которой Общество осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения N10- 49771/10-0 от 14.06.2005, заключенного с ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга" по адресу Санкт-Петербург, Ленинский пр, д.140, лит. А.
Результатами анализа проб сточных вод от 12.12.2017 зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга. Согласно уведомлению N2482 ООО "Фирма "Феникс" превышены предельно допустимые концентрации химических веществ в сточных водах.
28.02.2018 прокуратурой района в адрес Общества внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. В ответе на указанное представление Общество сообщило о принятых мерах по улучшению качества сточных вод.
В прокуратуру района ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга" представлено письмо N106-19-341/18-01 от 24.10.2018 ООО "Фирма "Феникс", согласно которому выявлено превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы водоотведения Санкт-Петербурга; превышение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения; грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения (по марганцу - в 3, 6 раза); выявлено неоднократно превышение значений, заявленных в декларации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды, руководствовались Федеральным Законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, положениями Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а также положениями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из установленного факта нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и, следовательно, необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности работы эксплуатируемых очистных сооружений.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единицах, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Из пункта 111 названных Правил следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Таким образом, только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
В ходе рассмотрения дела ответчиком доказательств, опровергающих результаты проведенной прокуратурой проверки, не представлено.
Доводы кассационной жалобы, что ответственность по проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод на выпуске 1 (Санкт-Петербург, Ленинский пр, ККК К 50), до достижения установленных нормативов водоотведения должен нести не только ответчик, являющийся абонентом по договору с ГУП "Водоканал", а также субабоненты, исследованы судами первой и апелляционной инстанции и признаны несостоятельными. Границы ответственности между абонентами и субабонентами не определены, обязанность по контролю за деятельностью субабонентов возложена исключительно на абонента (ответчика), что установлено договором N 10-49771/10-О/23-2 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в силу которого абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимитов водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленных Правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Условия договора N 10-49771/10-О/23-2 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ не позволяют освободить ответчика от обязательств по проведению мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод до достижения установленных нормативов водоотведения.
Судебные акты обязывают именно ответчика провести мероприятия, направленные на повешение качества сточных вод, учитывая, что договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ заключен именно с ООО "Фирма "Феникс", в связи с чем доводы жалобы о принятии судами решения о правах и обязанностях третьих лиц, не привлеченных к участию в деле, касающиеся обязательств субабонентов по контролю качества сточных вод, необоснованны.
Выявленное нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства затрагивает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, требования прокурора обоснованно удовлетворены при правильном применении норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на положения статей 210, 249 ГК РФ, указывая на обязанность совместного содержания долевой собственности.
Между тем положения указанных статей не применимы к спорным правоотношениям. Исковое заявление не содержит требований об уплате налогов, сборов и иных платежей, которые подлежат исполнению всеми участниками долевой собственности, и не касается прав собственности на нежилые помещения. В исковом заявлении прокурор просит устранить нарушения Федерального закона "Об охране окружающей среды", учитывая наличие сведений об обязательствах по исполнению требований закона, возложенных на ответчика вышеуказанным договором. В случае возникновения у ответчика на стадии исполнения решения суда спора относительно обязанностей субарендаторов по несению расходов, связанных с повышением качества сточных вод, ООО "Фирма "Феникс" не лишено возможности разрешить данный вопрос непосредственно с субабонентами.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений, поскольку фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда по обстоятельствам дела.
Поскольку нарушений положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанции допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Фирма "Феникс" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.