Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М.
при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лопатина Ильи Михайловича о признании недействующими в части приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п и приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 2 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление Лопатина Ильи Михайловича удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2017 года Правительством Пермского края принято постановление N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п), которое 04 декабря 2017 года опубликовано в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48, и 30 ноября 2017 года размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
29 ноября 2018 года Правительством Пермского края принято постановление N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п), которое 03 декабря 2018 года опубликовано в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 47, часть 2, и 30 ноября 2018 года размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год).
В таблицу 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Перечню на 2018 год включены пункты 1129, 1130: здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес" "А"; здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес".
В таблицу 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Перечню на 2019 год включены пункты 2439, 4804, 4215: здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес" "А"; здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес"; здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником указанных зданий, не обладающих признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечни на 2018 год и 2019 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, незаконно возлагает обязанность по уплате им налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административный истец указал, что объекты недвижимого имущества не расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых однозначно предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; на момент включения объектов в Перечни на 2018 год и 2019 год Правительством Пермского края не производились мероприятия по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости; спорные объекты недвижимого имущества не предназначены для использования и фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, о чем составлены Акты осмотров объектов.
Административный истец Лопатин И.М. просил суд: признать не действующими со дня принятия приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п, в части включения в таблицу 1 Приложения под пунктами 1129, 1130 указанных зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты"; признать не действующими со дня принятия приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п, в части включения в таблицу 1 Приложения под пунктами 2439, 4804, 4215 указанных зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты". Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Лопатина И.М. расходы по уплате государственной пошлины - 600 руб.
Решением Пермского краевого суда от 2 сентября 2019 года постановлено: административное исковое заявление Лопатина Ильи Михайловича удовлетворить частично.
Признать не действующими пункты 1129, 1130 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год", к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п, со дня принятия.
Признать не действующими пункты 2439, 4804 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п, со дня принятия.
В остальной части административного иска - отказать.
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Лопатина И.М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просило решение Пермского краевого суда от 2 сентября 2019 года по настоящему делу изменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Пермского краевого суда от 2 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Пермского края представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение Пермского краевого суда от 2 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: 1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
В соответствии с законом Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв.м. в городских округах (свыше 300 кв.м. в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
25 ноября 2017 года Правительством Пермского края принято постановление N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
29 ноября 2018 года Правительством Пермского края принято постановление N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Проанализировав представленные административным ответчиком документы относительно процедуры принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, а также положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 378.2, 399, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию административный истец нормативные правовые акты не оспаривает.
В таблицу 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Перечню на 2018 год под пунктами 1129, 1130 включены:
-здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес" "А";
- здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес".
В таблицу 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Перечню на 2019 год под пунктами 2439, 4804, 4215 включены:
- здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес" "А";
- здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес";
- здание кадастровый N, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, указанные нежилые здания принадлежат административному истцу на праве собственности.
Отказывая административному истцу в иске в части признания не действующим приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п, в части включения в таблицу 1 Приложения под пунктом 4215 нежилого здания кадастровый N, суд первой инстанции исходил из того, что Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))" включает в себя размещение объектов капитального строительства, с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилое пятиэтажное здание общей площадью 7102, 7 кв.м, лит.А, А1, по адресу: "адрес", кадастровый N расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащем по праву собственности административному истцу, категория земель: земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты"208 правомерно включено в Перечень на 2019 год, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указанное здание, независимо от фактического использования, признается торговым центром (комплексом), по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - как расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости трехэтажное здание административно-бытового корпуса, общей площадью 1623, 1 кв.м, лит. А, по адресу: "адрес", кадастровый N, имеет назначение: нежилое здание, наименование: здание, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего по праву собственности административному истцу, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административно-бытовой корпус.
Из сведений, содержащихся в техническом паспорте объекта с экспликациями поэтажного плана, наименование здания с кадастровым номером "данные изъяты" указано как "нежилое здание", общей площадью 1623, 1 кв.м, состоит из трех этажей, помещения которого относятся к складским, подсобным и административным, имеют различные наименования: мойка, обеденный зал, цех обработки, венткамера, коридор, умывальная, кладовая, туалет, склад, вестибюль, кабинет, комната отдыха, раздевалка, тепловой пункт, душевая, лестничная клетка, отдел снабжения, спецчасть, шкафы, библиотека, учебный пункт, архив, бухгалтерия, касса, кабинет прораба, красный уголок, кабинет начальника, кабинет секретаря, кабинет главного инженера, телетайп, плановый отдел, кабинет профкома, тамбур.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости трехэтажное здание административно-бытового корпуса гаража на 115 автобусов, общей площадью 1 650, 9 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", имеет назначение: нежилое здание, наименование: административно-бытовой корпус гаража на 115 автобусов, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего административному истцу, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под теплую стоянку.
Из сведений, содержащихся в техническом паспорте объекта с экспликациями поэтажного плана, наименование здания с кадастровым номером "данные изъяты", здание, общей площадью 1650, 9 кв.м, имеет наименование: административно-бытовой корпус гаража на 115 автобуса, состоит их трех этажей, помещения в котором имеют различные наименования: комната механика, коридор, комната отдыха, лестничная клетка, кладовая, бункер, кассы, инженер, кабинет, диспетчерская, кабинет начальника колонны, медкабинет, холл, билетная касса, столовая, кухня, холодный цех с хлеборезкой, мойка столовой, мясо-рыбный цех, склад, разгрузочное, мойка кухонной посуды, душевая, туалет, умывальная, гардероб, машинное отделение, охлаждающая камера, бытовая комната, бойлерная, тамбур, физкабинет, процедурная, архив, отдел безопасности движения, отдел снабжения, раздевалка, калориферная, венткамера, кабинет начальника АРМ, кабинет директора, приемная, кабинет главного бухгалтера, отдел планово-экономический.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что вышеуказанные виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" не предполагают размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" по критериям назначения, разрешенного использования или наименования также не подлежали включению в Перечень на 2018 год и в Перечень на2019 год, поскольку наименование зданий как нежилых помещений административно-бытовых корпусов, наличие в них кабинетов, помещений, складов, коридоров, санузлов, недостаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, а поскольку сведения об объектах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в спорных зданиях административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки.
Кроме того, суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что обследование зданий и помещений в них на предмет их фактического использования до определения Перечня на 2018 год и Перечня на 2019 год не проводилось.
Из представленных в материалы дела актов осмотра объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты" и "данные изъяты", составленных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект с кадастровым номером "данные изъяты" по своим объемно-планировочным и конструктивным решениям, относится к административным и бытовым зданиям производственных предприятий промышленности различных форм собственности (СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87", утв. Приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), а помещения в здании, именуемые "кабинет", не предназначены для размещения офисов, фактически собственником не используются, так как находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта, здание частично отключено от источников энергоснабжения. Помещения в здании носят вспомогательный характер, направлены на обеспечение деятельности промышленного предприятия как единого комплекса, а на объекте с кадастровым номером "данные изъяты", часть помещений переоборудована в помещения для кратковременного проживания, на момент осмотра используется для временного проживания работников ООО "Стеллар Констракшн" на период строительства комплекса АКМ ПАО "Метафракс", доступ посторонних лиц, которые не относятся к персоналу ООО "Стеллар Констракшн", в помещения здания ограничен.
Учитывая, что на момент включения нежилых зданиях с кадастровыми номерами "данные изъяты" и 59 "данные изъяты" в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год "адрес" не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении зданий в качестве административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также о размещении в них офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности включения в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год нежилых зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", принадлежащих административному истцу.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадали под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанных зданий критериям, установленным Налоговым кодеком Российской Федерации и необходимым для включения указанных объектов в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год, не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что основанием для включения нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год является его предназначение для использования в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, судебная коллегия находит несостоятельными, так как согласно выписке из Единого государственного реестра указанное здание имеет назначение: нежилое здание, наименование: административно-бытовой корпус гаража на 115 автобусов, расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под теплую стоянку. При этом сведения о данном нежилом здании, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в нем административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что основанием для включения нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год является его расположение на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, судебная коллегия полагает необоснованными, так как согласно выпискам из Единого государственного реестра указанное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административно-бытовой корпус. Данный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 2 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.