Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лексиной Л.В. на решение Барышевского городского суда Ульяновской области от 7 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 10 сентября 2019 года по административному делу N2а-263/19 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N4 по Ульяновской области к Лексиной Л.В. о взыскании задолженности по налогу, пени, штрафу.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 4 по Ульяновской области (далее - МРИ ФНС N 4) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лексиной Л.В. (далее - административный ответчик) о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере "данные изъяты", пени по налогу на доходы физических лиц в размере "данные изъяты", штрафа по налогу на доходы физических лиц "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в 2016 году Лексина Л.В. приобрела в собственность и в дальнейшем продала 15 земельных участков, доход от продажи которых по правилам статей 210, 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации не задекларировала, декларацию по форме 3-НДФЛ не представила, налог на доходы физических лиц за 2016 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ не уплатила.
В результате проведенной выездной налоговой проверки за 2016 год налоговым органом был доначислен налог на доходы физических лиц, начислены пени и штраф. Решением налогового органа Лексина Л.В. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной части 1 статьи 122, части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации Лексиной Л.В. выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ N. Однако задолженность административным ответчиком своевременно не погашена.
В этой связи, административный истец, обратившись в суд, просил взыскать с Лексиной Л.В. задолженность по налогу, штраф и пени.
Решением Барышевского городского суда Ульяновской области от 7 июня 2019 года административные исковые требования МРИ ФНС N 4 удовлетворены. Постановлено взыскать с Лексиной Л.В. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере "данные изъяты", пени в сумме "данные изъяты", штраф в размере "данные изъяты", а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 10 сентября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, кассационная жалоба Лексиной Л.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Лексина Л.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как постановленных при неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывает о несогласии с выводами судов о возникновении права собственности на спорные земельные участки при их формировании и регистрации прав в Росреестре. Податель кассационной жалобы полагает, что право собственности на земельные участки у нее возникло при заключении в 2015 году договора купли-продажи земельных долей.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела, административный ответчик Лексина Л.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 4 по Ульяновской области.
При проведении в 2018 году выездной налоговой проверки, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по Ульяновской области был выявлен факт не уплаты Лексиной Л.В. налога на доходы физических лиц за 2016 год, полученного от продажи недвижимого имущества. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ Лексиной Л.В. своевременно не представлена.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении Лексиной Л.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации со штрафом в размере "данные изъяты", предложено уплатить недоимку в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты".
В дальнейшем административным истцом налогоплательщику Лексиной Л.В. направлено требование об уплате задолженности по налогам, штрафу и пени от ДД.ММ.ГГГГ N в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с уклонением Лексиной Л.В. от добровольного исполнения требования налогового органа, на основании заявления административного истца мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Лексиной Л.В. задолженности.
Определением мирового судьи, в связи с поступившими от Лексиной Л.В. возражениями, судебный приказ отменен, что явилось основанием для обращения налогового органа с административным иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суды исходили из того, что Лексиной Л.В. не исполнена налоговая обязанность по уплате налогов имущественного характера, ей было выставлено налоговое требование, которое добровольно ею не исполнено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из содержания статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплату налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
В силу положений пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции, реализуя представленные законом полномочия, налоговым органом при осуществлении выездной налоговой проверки установлено, что в 2015 году административным истцом на основании договора купли-продажи приобретено 15/390 земельной доли в земельном участке с кадастровым номером N.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Лексиной Л.В. на основании проекта межевания земельного участка, подготовленного кадастровым инженером, осуществлен выдел земельных участков в счет земельной доли, что привело к образованию новых земельных участков с кадастровыми номерами: N.
В 2016 году за Лексиной Л.В. зарегистрированы право собственности на вышеуказанные земельные участки.
Исходя из представленных налоговому органу регистрационными органами сведений, вновь образованные земельные участки проданы Лексиной Л.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Полученные Лексиной Л.В. доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, в надлежащем порядке не задекларированы, налоги не уплачены.
Налоговым органом при исчислении размера налога, подлежащего уплате Лексиной Л.В. в бюджет от реализации недвижимого имущества, обоснованно применены положения пункт 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку право собственности на них возникло в 2016 году.
Согласно пунктам 1, статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.5 названного кодекса выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Таким образом, при выделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктами 1 - 3 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.
Таким образом, в случае если право собственности на земельный участок, образованный в результате выдела нескольких земельных участков из исходного земельного участка, зарегистрировано после 1 января 2016 года, обложение налогом на доходы физических лиц доходов от продажи такого участка осуществляется с учетом положений пункта 5 статьи 217.1 Кодекса.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судами обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суды дали надлежащую оценку. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам.
Исходя из вышеизложенного, суды правильно пришли к выводу об отсутствии правовых условий для отказа в удовлетворения административных исковых требований налогового органа.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела. Между тем следует учитывать, что суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать выводы судов первой либо второй инстанций.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законным и обоснованными, кассационная жалоба не содержит оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Барышевского городского суда Ульяновской области от 7 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лексиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.