Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Костюниной Н.В, судей Бочкова Л.Б, Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Наторина Анатолия Анатольевича на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28мая 2019года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21августа 2019года по гражданскому делу N2-2721/2019 по иску Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" к Наторину Анатолию Анатольевичу о взыскании денежных средств федерального бюджета, затраченных на обучение.
Заслушав доклад судьи ФедотовойЕ.В, объяснения представителя МУ МВД России "Оренбургское" - КатасановойО.В. (доверенность от 03сентября 2019года), представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области - АброскинаМ.А. (доверенность от 19апреля 2019года), представителя Управления Министерства внутренних дел РФ по Оренбургской области - КазанкинойЕ.В. (доверенность от 11января 2019года), полагавших кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" обратилось в суд с иском к НаторинуА.А, в котором просило взыскать задолженность по оплате средств федерального бюджета, затраченных на обучение ответчика в "данные изъяты", в размере 480790 рублей 57копеек.
В обоснование своих требований истец указал, что 05июня 2012года между Управлением Министерства внутренних дел России по Оренбургской области и НаторинымА.А. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, по условиям которого Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязалось обеспечить НаторинуА.А. прохождение службы в органах внутренних дел, а НаторинА.А. в свою очередь обязался выполнить обязанности по должности курсанта (слушателя) "данные изъяты". Кроме того, НаторинА.А. обязался проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации, заключить контракт о последующей службе на период не менее 5 лет по окончанию образовательного учреждения, в случае отчисления не ранее чем с третьего курса по основаниям, не препятствующим прохождению службы в органах внутренних дел, заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее 3 лет, а также возместить Министерству внутренних дел России в случаях, установленных Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", затраты на его обучение. 15августа 2017года заключен контракт между Управлением Министерства внутренних дел России по Оренбургской области и НаторинымА.А. о прохождении службы в органах внутренних дел. Сотрудник обязался выполнять обязанности по должности "данные изъяты" отдела полиции N Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское".
Приказом Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" от 10мая 2018года уволен из органов внутренних дел по п.2 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30ноября 2011года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по инициативе сотрудника. В день увольнения ответчиком подписано уведомление об обязательстве в течение 30 рабочих дней с момента получения данного уведомления возместить МВД РФ затраты на обучение в "данные изъяты" в размере 480790 рублей 57копеек. До настоящего времени НаторинА.А. расходы на свое обучение не возместил.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28мая 2019года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21августа 2019года, исковые требования Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" к Наторину Анатолию Анатольевичу о взыскании денежных средств федерального бюджета, затраченных на обучение удовлетворены.
В кассационной жалобе НаторинаА.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Наторин А.А, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, представителя не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу судами первой и апелляционной инстанции таких нарушений не допущено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 05июня 2012года между Управлением Министерства внутренних дел России по Оренбургской области и НаторинымА.А. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по условиям которого НаторинА.А. берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а начальник УМВД России по Оренбургской области обязуется обеспечить ему прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", также, НаторинА.А. обязуется выполнять обязанности по должности курсанта (слушателя) "данные изъяты". Контракт заключен на период обучения в "данные изъяты" (пункт7 контракта).
Кроме того, согласно условиям указанного контракта, НаторинА.А. принял на себя обязательства, в том числе проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт4.11); заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство по прохождению службы в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее 5 лет по окончанию образовательного учреждения (пункт4.12); в случае отчисления из образовательного учреждения высшего профессионального образования МВД России не ранее чем с третьего курса по основаниям, не препятствующим прохождению службы в органах внутренних дел, заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел и обязательство проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее 3 лет (пункт4.13), а также возместить МВД России в случаях, установленных Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", затраты на его обучение (пункт4.14).
Приказом N от 03 августа 2012года НаторинА.А. был зачислен курсантом в "данные изъяты".
07мая 2013года заключено дополнительное соглашение к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которому, НаторинА.А. обязуется возместить МВД России средства федерального бюджета, затраченные на его обучение в случае расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел РФ, в том числе, по инициативе сотрудника (пункт1.1). Фиксированный размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на период обучения с 2012 года, при нормативном сроке обучения 5лет составляет 559058 рублей 80копеек (пункт2 соглашения).
Приказом N от 31августа 2016года "данные изъяты" НаторинА.А. назначен на должность слушателя университета с 01сентября 2016года с освобождением от ранее занимаемой должности курсанта 4курса.
Приказом N от 27июля 2017года НаторинА.А. отчислен в связи с получением образования (завершением обучения) и направлен в распоряжение Управления МВД России по Оренбургской области для дальнейшего прохождения службы с 29августа 2017года.
15августа 2017года между начальником Управления МВД России по Оренбургской области и сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации НаторинымА.А. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, по условиям которого НаторинА.А. берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а начальник УМВД России по Оренбургской области обязуется обеспечить ему прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пункту4.11 контракта НаторинА.А. принял на себя обязательство проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Пунктом 8 контракта установлено дополнительное условие, согласно которому НаторинА.А. обязуется проходить службу в Управлении МВД России по Оренбургской области на период не менее 5лет по окончании "данные изъяты".
Приказом N от 15августа 2017года Наторин А.А, прибывший из "данные изъяты", назначен на должность "данные изъяты" отдела полиции N "данные изъяты" МУ МВД России "Оренбургское" с 29августа 2017года, на основании контракта.
10мая 2018года приказом N начальника МУ МВД России "Оренбургское" расторгнут контракт и Наторин А.А. - "данные изъяты" отдела полиции N МУ МВД России "Оренбургское" уволен со службы по пункту2 части2 статьи82 Федерального закона от 30.11.2011г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (по инициативе сотрудника), на основании рапорта НаторинаА.А, от 09апреля 2018года.
10мая 2018года НаторинуА.А. под роспись вручено уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения данного уведомления возместить МВД России затраты на обучение в "данные изъяты" размере 480790 рублей 57копеек.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на требования части 14 статьи 76 Федерального закона от 30ноября 2011года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации исходил из того, что НаторинА.А. не выполнил условие контракта о прохождении службы в органах внутренних дел не менее 5 лет после окончания обучения, и уволился по пункту2 части2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011года N342-ФЗ " О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в связи с чем пришел к выводу о том, что ответчик обязан возместить истцу расходы, понесенные в связи с его обучением за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в размере 480790 рублей 57копеек, при отсутствии оснований для снижения размера взыскиваемой суммы в возмещение затрат на обучение в соответствии с положениями статьи250 Трудового кодекса Российской Федерации.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют требованиям материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части2 статьи17 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел; в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать, в том числе, граждане, не достигшие возраста 18 лет.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пункта14 статьи76 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона и пунктом 7 части 12 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Эта норма согласуются с положениями статьи 249 ТК РФ (глава 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника"), согласно которой в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Постановлением Правительства РФ от 28декабря 2012года N1465 (в редакции, действовавшей до 20марта 2015года) утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел РФ затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел РФ в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы в органах внутренних дел РФ, в которых определен механизм возмещения понесенных затрат на обучение.
Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28 декабря 2012 N1465, в редакции, действовавшей до 20марта 2015). Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28декабря 2012 N1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения, размера средств федерального бюджета; затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.
В соответствии с пунктом3 Правил от 28декабря 2012 N1465 (в редакции, действовавшей до 20марта 2015) расчет размера средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, образовательном или научном учреждении, подлежащих возмещению, осуществляется соответствующим подразделением, входящим в состав органов внутренних дел Российской Федерации, руководитель которого принимает решение о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении сотрудника.
В последний день службы сотрудника руководитель органа внутренних дел или по его поручению иное должностное лицо выдают этому сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения указанного уведомления возместить Министерству внутренних дел Российской Федерации затраты на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования, образовательном или научном учреждении с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления средств (пункт 4 Правил от 28декабря 2012 N1465, в редакции, действовавшей до 20марта 2015).
Сотрудник вправе осуществлять возмещение затрат на обучение с рассрочкой до 3 лет. В этом случае сотрудник заключает с органом внутренних дел, из которого увольняется, письменное соглашение с указанием конкретных сроков и размеров платежей (пункт 5 Правил от 28декабря 2012 N1465, в редакции, действовавшей до 20марта 2015).
Из анализа указанных правовых норм следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считается проходящим службу в органах внутренних дел, отношения в период обучения между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.
При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в органе внутренних дел в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения по собственной инициативе (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") он должен возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, размер которых рассчитывается по нормам, содержащимся в Правилах от 28 декабря 2012 N1465.
Не возмещенные сотрудником органов внутренних дел, не выполнившим обязательства по прохождению службы, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел средства в предусмотренный Правилами срок можно рассматривать в контексте приведенных выше нормативных положений, а также норм статьи 238 ТК РФ в качестве ущерба, причиненного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющему полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел.
С учетом приведенных выше норм права суды правомерно исходили из того, что вопрос о взыскании денежных средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника должен разрешаться исходя из установления обстоятельств по исполнению ответчиком обязательства о прохождении службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России, а в случае расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел РФ, по инициативе сотрудника, из обязательства ответчика по возмещению МВД России средств федерального бюджета, затраченных на его обучение.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, размер подлежащих взысканию затрат на обучение в сумме 480790 рублей 57копеек определен верно, ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о том, что продолжение трудовой деятельности НаторинаА.А. в составе Войск национальной гвардии Российской Федерации незамедлительно после увольнения из органов внутренних дел не влечет нарушения интересов работодателя, поскольку им является Российская Федерация, не могут быть приняты судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции во внимание, по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03июля 2016 N226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Таким образом, Управление Росгвардии по Оренбургской области не является органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Ссылка кассатора на Указ Президента Российской Федерации N 157 от 05 апреля 2016 года правильности выводов судов не опровергает, согласно заключенному контракту от 15августа 2017года ответчик обязался проходить службу именно в Управлении МВД России по Оренбургской области, при этом продолжение служебной деятельности в Войсках национальной гвардии Российской Федерации, с учетом вышеуказанных нормативных актов, не может считаться службой в органах внутренних дел.
Доводы кассационной жалобы о том, что увольнение из органов внутренних дел Российской Федерации осуществлено НаторинымА.А. вынужденно - из-за невозможности осуществления служебной деятельности в соответствии с приобретенной специализацией, судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не могут быть признаны состоятельными, поскольку НаторинуА.А. в связи с окончанием обучения присуждена квалификация "данные изъяты" по специальности "данные изъяты", специализация "данные изъяты", что не свидетельствует о наличии препятствий к прохождению службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В том числе судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может принять во внимание доводы кассационной жалобы о том, что судами нижестоящих инстанций не дано оценки действиям истца Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" и третьего лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, выразившихся в препятствовании ему в переводе на службу в Управление Росгвардии по Оренбургской области, поскольку суды пришли к правильному выводу о том, что нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения, контрактами, заключенными с НаторинымА.А. не предусмотрена возможность освобождения ответчика от возмещения расходов по обучению в случае его перехода на службу в другую структуру федерального органа исполнительной власти.
Вопреки доводам кассационной жалобы о нарушении судами положений статей 35, 59, 60, 68, 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации таких нарушений при кассационном рассмотрении не установлено. Именно суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать. Судами юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении настоящего спора, установлены верно.
Выводы судебных инстанций основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции, которые правомерно и мотивировано их отклонили, отразив свои выводы в решении и апелляционном определении. Оснований считать указанные выводы ошибочными не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы НаторинаА.А.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28мая 2019года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21августа 2019года оставить без изменения, кассационную жалобу Наторина Анатолия Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий Костюнина Н.В, Судьи Бочков Л.Б.
Федотова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.