Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Якушевой Е.В. и Бросовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" (далее - ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан") на решение Советского районного суда г. Казани от 11.02.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11.04.2019 г. по гражданскому делу по иску Леонтьевой Зульфии Муллахметовны в интересах несовершеннолетнего сына Леонтьева Руслана Сергеевича к ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" об установлении права на получение пенсии по потере кормильца в повышенном размере.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Леонтьева З.М. в интересах своего несовершеннолетнего сына Леонтьева Р.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан с иском к ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" об установлении права на получение пенсии по потере кормильца в повышенном размере, просила признать за несовершеннолетним Леонтьевым Р.С. право на получение пенсии по потери кормильца в повышенном размере и провести перерасчет ранее назначенной пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование своих требований Леонтьева З.М. указала, что отец несовершеннолетнего Леонтьева Р.С. - ФИО10 погиб ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северокавказского региона Российской Федерации, в связи с чем ФИО1 назначена пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается без повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N). Она обратилась в ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" с заявлением о выплате пенсии Леонтьеву Р.С. с учетом повышения на 32 процента, однако 29.11.2018 года отказано в повышении пенсии со ссылкой на то, что члены семьи ветерана не имеют права на данное повышение.
Считая отказ в повышении пенсии по потери кормильца несовершеннолетнему Леонтьеву Р.С. незаконным, Леонтьева З.М. обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11.02.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11.04.2019 г, удовлетворены исковые требования Леонтьевой З.М. в интересах своего несовершеннолетнего сына Леонтьева Р.С. к ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" об установлении права на получение пенсии по потере кормильца в повышенном размере.
За Леонтьевым Р.С. признано право на повышение пенсии по потере кормильца, ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" обязано произвести перерасчет ранее назначенной Леонтьеву Р.С. пенсии по потере кормильца с учетом ее повышения на 32 процента начиная с 21.11.2017 г. В пользу Леонтьевой З.М. взыскана стоимость услуг представителя в сумме пять тысяч рублей.
В кассационной жалобе ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных и принятии нового решения, которым в удовлетворении иска отказать.
Леонтьева З.М, представитель ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан", извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, несовершеннолетний Леонтьев Р.С. является сыном командира мотострелковой роты ФИО5, погибшего в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северокавказского региона Российской Федерации и получает пенсию по случаю потери кормильца.
ФИО5 на момент гибели являлся ветераном боевых действий на основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N5-ФЗ "О ветеранах", что не оспаривалось ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан".
Леонтьева З.М, действуя в интересах несовершеннолетнего сына
Леонтьева Р.С, 21.11.2018 г. обратилась в ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" с заявлением об исчислении и выплате назначенной ее несовершеннолетнему сыну пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 процента, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1.
На обращение Леонтьевой З.М. 29.11.2018 г. ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" сообщило, что повышение пенсии, установленное пунктом "г" статьи 45 Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1, носит личный характер, то есть применяется к самим ветеранам боевых действий и его распространение на членов семьи погибшего (умершего) участника боевых действий действующим законодательством не предусмотрено, а следовательно оснований для повышения выплачиваемой пенсии Леонтьеву Р.С. по случаю потери кормильца, не имеется.
Удовлетворяя исковые требования и отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции, с которым согласился суд второй инстанции, пришел к выводу, что повышение пенсий производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем несовершеннолетний Леонтьев Р.С. имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32 процента, разница между новым и прежним размером пенсии выплачивается с учетом требований пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Учитывая, что Леонтьева З.М. 21.11.2018 г. обратилась с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, то соответствующий перерасчет надлежит произвести с 21.11.2017 г.
Руководствуясь частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", с ответчика взыскана стоимость услуг представителя в пользу истца.
В кассационной жалобе ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан", не соглашаясь с выводами судов, приводит доводы о том, что суды нарушили нормы материального права, расширенно толкуя нормы пенсионного закона, и ошибочно пришли к выводу об удовлетворении иска Леонтьевой З.М. в интересах Леонтьева Р.С, поскольку в названии и тексте статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 нет подразделения получателей пенсий с повышением на уволенных военнослужащих и членов их семей, на мужчин и женщин, на взрослых и детей, ключевое слово - некоторые категории пенсионеров, к которым не относятся лица, получающие пенсии по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. Суды фактически признали несовершеннолетнего ветераном боевых действий, что противоречит требованиям статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, заявителем не оспаривается, что погибший при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий на территории Северокавказского региона ФИО5 являлся ветераном боевых действий, а Леонтьев Р.С. его сын и получает по случаю потери кормильца пенсию.
Данные доводы заявителя не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Оценивая доводы ответчика суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что законом определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий, и к числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховного Суда РФ), выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 г, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г. о том, что к числу лиц, круг которых определен пунктом "г" частью 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, которым повышаются установленные размеры пенсий, отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что несовершеннолетний Леонтьев Р.С. является членом семьи ветерана боевых действий, после гибели которого 19.08.2002 г. получает пенсию по случаю потери кормильца.
Леонтьева З.М, действующая в интересах несовершеннолетнего Леонтьева Р.С. обратилась за перерасчетом пенсии 21.11.2018 г.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей при назначении пенсии по случаю потери кормильца со дня обращения за перерасчетом размера пенсии, подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что сын умершего не имеет статус ветерана боевых действий и соответственно не имеет права на повышение пенсии, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, каких-либо нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан".
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Казани от 11.02.2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 11.04.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ Минобороны России "Военный комиссариат Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Якушева
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.