Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Назейкиной Н.А. и Колесникова С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Караваевой Елены Дмитриевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 г. по гражданскому делу N2-1477/2019 по иску Караваевой Елены Дмитриевны к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании незаконным решения и приказа о снятии с учета, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, объяснения Караваевой Е.Д, в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения представителя Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике - Дергачева А.В, действующего на основании доверенности N7 от 09.01.2019г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Караваева Е.Д. обратилась в суд с иском о признании незаконными решения подкомиссии по учету федеральных государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 7 августа 2018 г. (протокол N5) о снятии с учета федерального государственного гражданского служащего Караваеву Е.Д, поставленную на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по Удмуртской Республике N378 от 7 августа 2018 г. о снятии с учета; об отмене приказа ГУ МЧС России по Удмуртской Республике N3 от 7 августа 2018 г. о снятии с учета; о возложении на подкомиссию по учету федеральных государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Удмуртской Республике обязанности восстановить федерального государственного гражданского служащего Караваеву Е.Д. в списках, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения со дня первоначальной постановки на учет с 3 июня 2010 г.
В обоснование своих требований Караваева Е.Д. указала, что в соответствии с Правилами предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения она поставлена на учет с составом семьи один человек для предоставления федеральным гражданским служащим МЧС России единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, что подтверждается протоколом N заседания комиссии МЧС России от 23 декабря 2010 г. С 2010 год по 2017 год истец неоднократно подтверждала статус нуждаемости. На основании информационного письма военной прокураты Ижевского гарнизона от 3 августа 2018г. решением подкомиссии по учету федеральных государственных служащих ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 7 августа 2018 г. Караваева Е.Д. была снята с учета. В письме военного прокурора указано, что бывший супруг Караваевой Е.Д. - ФИО1 был обеспечен жилым помещением по договору социального найма на состав своей семьи. Данное решение истец считает незаконным, так как ею представлены документы, подтверждающие отсутствие у нее какой-либо недвижимости, а также отсутствие получения от государства выплат на получение жилья. С 2005 года по настоящее время Караваева Е.Д. работает в ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, зарегистрирована в "адрес" с 2001 года по настоящее время. Совместно с бывшем супругом не проживает, более 15 лет, совместного хозяйства с ним не ведет, общего бюджета не имеет.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 февраля 2019г. иск Караваевой Е.Д. удовлетворен частично. Признаны незаконными решение подкомиссии по учету федеральных государственных гражданских служащих Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике от 7 августа 2018г. о снятии с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, приказ Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике N 378 от 7 августа 2018г. о снятии с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; на подкомиссию Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике возложена обязанность по восстановлению Караваевой Е.Д. в список, поставленных на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения со дня первоначальной постановки на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2019г. решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 февраля 2019г. отменено, исковые требования Караваевой Е.Д. к Главному управлению МЧС по Удмуртской Республике оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В кассационной жалобе Караваевой Е.Д. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 г, как незаконного и противоречащего фактическим обстоятельствам, установленным по делу. Караваева Е.Д. также просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании Караваева Е.Д. кассационную жалобу поддержала, просила отменить апелляционное определение.
Представитель Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике - Дергачев А.В, возражал против удовлетворения кассационной жалобы на основании представленных письменных возражений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения сторон, изучив представленные материалы гражданского дела N 2-1525/2018 и материалы проверки соблюдения должностными лицами Военного комиссариата Удмуртской Республики жилищного законодательства в отношении обеспечения жильем уволенного в запас военнослужащего ФИО1, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами первой и апелляционной инстанции, что истец замещает должность федеральной государственной гражданской службы "данные изъяты" с 1 июля 2006 г.
По результатам рассмотрения заявления истца от 3 июня 2010г. на основании решения комиссии МЧС России от 23 декабря 2010 года N2 и приказа МЧС России от 19 мая 2011 года N253 Караваева Е.Д. поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
3 августа 2018 г. в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике поступила информация военной прокуратуры Ижевского гарнизона в порядке статьи 4 Федерального закона "О прокуратуре" для принятия мер к снятию Караваевой Е.Д. с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В информации военного прокурора представлены сведения о том, что до постановки на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения Караваева Е.Д. была обеспечена жилым помещением-трехкомнатной квартирой общей площадью "данные изъяты"м, по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма Министерством обороны РФ как член семьи военнослужащего - ФИО1, являвшегося ее супругом.
Рассмотрев указанную информацию, подкомиссией по учету федеральных государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике принято решение, которое оформлено протоколом от 7 августа 2018 г. о снятии Караваевой Е.Д. с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с подпунктом "г" пункта 19 "Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет получения единовременной выплаты, если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет.
На основании приказа Главного управления МЧС России Удмуртской Республике N378 от 7 августа 2018г. Караваева Е.Д. снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, если указанные сведения свидетельствуют об отсутствие у гражданского служащего права на постановку на такой учет.
Из материалов дела также следует, что подполковник ФИО1 (бывший супруг истца) проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с 1 августа 1987 года, с 30 декабря 2008 года в должности "данные изъяты" В связи с организационно-штатными мероприятиями должность "данные изъяты" подлежала сокращению с 1 апреля 2009 г. (л.д.165 т.1).
В докладной заместителя командующего войсками Приволжско- Уральского военного округа по расквартированию и обустройству на имя командующего войсками Приволжско-Уральского округа сообщено о наличии ходатайства военного комиссара Удмуртской Республики об обеспечении жилой площадью в г. Самаре семьи подполковника ФИО1 В докладной указано, что ФИО1 ("данные изъяты") подлежит увольнению из Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям. Выслуга более 22 лет, состав семы 5 человек, в том числе: супруга и трое детей. В настоящее время поживают в "адрес" в порядке поднайма, участвовать в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" не представляется возможным. С учетом тяжелого морального и материального положения в семье, считает возможным обеспечить Караваевых трехкомнатной квартирой N в жилом доме по "адрес" из резервного фонда командующее войсками округа (л.д.205 том1).
В письме командующего войсками Приволжско-Уральского округа от 25 февраля 2009 г, адресованном начальнику Сарапульской КЭЧ района (г. Сарапул), начальнику Кряжской КЭЧ района (г. Самара), военное комиссару Удмуртской Республики, выражено согласие на обеспечение ФИО1 трехкомнатной квартирой по адресу: "адрес". (л.д. 178 т.1).
2 марта 2009г. на заседании жилищной комиссии военного комиссариата Удмуртской Республики принято решение о предоставлении трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес" ФИО1 на состав семьи 5 человек (л.д. 169 т.1).
На основании договора социального найма N от 16 апреля 2009г. вышеуказанное жилое помещение передано ФГУ "Кряжская КЭЧ района" Приволжско-Уральского военного округа ФИО1 и членам его семьи в бессрочное владение и пользование (л.д.202 т.1).
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного договора совместно с нанимателем в квартиру вселяются члены его семьи: Караваева Е.Д. - жена, ФИО2 - сын, ФИО3 - сын, ФИО4 - дочь.
Кроме того, судом первой и апелляционной инстанции также установлено, что данное жилое помещение перешло в собственность бывшего супруга Караваевой Е.Д. - ФИО1 и их совместных детей - ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 13 августа 2009 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к ФГУ "Кряжская КЭЧ района" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Указанное решение суда вступило в законную силу 25 августа 2009 г. Караваева Е.Д. была привлечена к участию в указанном деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что решением Сретинского районного суда Читинской области от 22.12.1994г. брак между истцом и ФИО1 был расторгнут, согласно свидетельству о расторжении брака соответствующая запись внесена 14 октября 2009 года, что в силу положений статьи 169 Семейного кодекса Российской Федерации свидетельствует о прекращении брака с ДД.ММ.ГГГГ
На основании соглашения от 5 января 2009г, заключенного между ФИО2 и Караваевой Е.Д. местом жительства несовершеннолетних детей ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ. установлено место жительства отца по месту его пребывания.
Согласно представленным в дело письменным доказательствам семья Караваевых была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" (бывший супруг и дети до ДД.ММ.ГГГГг, истец до 2015г.).
Частично удовлетворяя требования Караваевой Е.Д, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления о постановке на учет она не являлась нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имела в собственности жилого помещения, не являлась членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем оснований для снятия ее с учета в соответствии с подпунктом "г" пункта 19 "Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" у ответчика не имелось.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что истец на момент постановки на учет не имела членов семьи, совместно с бывшим супругом и несовершеннолетними детьми в выделенной от Министерства обороны РФ квартире не проживала и в нее не вселялась, в приватизации указанного жилого помещения также не участвовала, следовательно, не приобрела на него права. Судом установлено, что факт совместного проживания Караваевой Е.Д. с ее несовершеннолетними детьми и бывшим супругом не подтвержден доказательствами и не принят во внимание судом, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают факт приобретения истцом права пользования трехкомнатной квартирой по адресу: "адрес", сведения о которой истец не указала в момент постановки на учет для получения единовременной субсидии.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции не согласился, решение суда от 7 февраля 2019г. отменил и постановилпо делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы.
Федеральный закон от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий, в частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.
Согласно подпункту "г" пункта 19 вышеуказанных Правил гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет).
В соответствии с пунктом 6 Правил (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия), в котором указывается, что по прежним местам гражданской службы единовременная выплата не предоставлялась. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: а) выписка из домовой книги; б) копия финансового лицевого счета; в) копия свидетельства о браке; г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей); д) копия трудовой книжки; е) копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов); ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров; в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; г) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г..N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; е) проживает в общежитии; ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних
детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Караваевой Е.Д, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт предоставления истцом при постановке на учет для получения единовременной выплаты несоответствующих сведений о ее обеспеченности жилым помещением, что явилось правомерным основанием для снятия ее с указанного учета.
При этом, из представленных в материалы дела доказательств судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что на момент постановки на учет как сама Караваева Е.Д, так и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением более учетной нормы, поскольку трехкомнатная квартира, выделенная бывшему супругу Караваевой Е.Д. Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена военнослужащему с учетом членов семьи, в том числе Караваевой Е.Д.
Впоследствии, указанная квартира перешла в собственность членов семьи Караваевой Е.Д. без включения ее в число собственников, однако указанное обстоятельство не освобождало истца при постановке на учет для получения единовременной выплаты сообщить о наличии в собственности членов ее семьи иных жилых помещений, чего истцом сделано не было.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции положены в основу решения суда несуществующие и неподтвержденные обстоятельства (о совместном проживании истца и ее бывшего супруга и несовершеннолетних детей, о наличии в их собственности квартиры в "адрес" на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет) по мнению судебной коллегии не могут служить основанием для отмены по существу правильного судебного постановления.
Действительно, на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты (3 июня 2010г.) квартира, предоставленная семье Караваевых в г. Самаре по договору социального найма и впоследствии приватизированная на бывшего супруга и совместных детей Караваевой Е.Д. и ФИО1 была продана (11 февраля 2010г.) Однако, вместо указанного жилого помещения в собственность ФИО1 и несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 10 февраля 2010г. приобретен жилой дом по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" Указанные обстоятельства Караваевой Е.Д. не оспариваются.
При этом, судебная коллегия считает, что с учетом представленных стороной ответчика письменных доказательств в подтверждение доводов о совместном проживании истца с детьми и бывшим супругом, в том числе на дату подачи заявления о постановке на учет и в последующем, судом апелляционной инстанции установлено юридически значимое обстоятельство о совместном проживании Караваевой Е.Д. с ФИО1 и их детьми. Данный факт опровергает указанные в заявлении Караваевой Е.Д. от 3 июня 2010 г. о постановке на учет сведения о том, что у нее отсутствуют члены семьи, данные о жилых помещениях, которых она была обязана сообщить. В соответствии с подпунктом "г" пункта 19 вышеуказанных Правил выявление сведений о наличии у Караваевой Е.Д. членов семьи, у которых имелось и имеется в собственности жилое помещение более учетной нормы, свидетельствует об отсутствии у истца права на постановку на учет для получения единовременной выплаты.
Ссылка в кассационной жалобе истца на то, что при постановке на учет она указала на проживание ее бывшего супруга и совместных детей по адресу: "адрес", следовательно, она сообщила достоверные сведения об отсутствии у нее жилья и отсутствии совместно проживающих с ней членов семьи, не может быть принята во внимание, поскольку судом апелляционной инстанции установлен факт совместного проживания семьи Караваевых, следовательно Караваева Е.Д. сообщила недостоверные данные о раздельном проживании с членами своей семьи и фактической обеспеченности жильем.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание указанного вывода суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств, а также установленных по делу обстоятельств, в связи с чем отклоняются как несостоятельные.
Таким образом, установив, что при постановке на учет Караваева Е.Д. сообщила недостоверные сведения о ее обеспеченности жилым помещением, что явилось основанием для снятия ее с учета для получения единовременной выплаты, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении иска Караваевой Е.Д. в полном объеме.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Ошибочная ссылка суда апелляционной инстанции на положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не привела к постановке незаконного судебного постановления, поскольку прежде всего отказ в удовлетворении исковых требований Караваевой Е.Д. основан на правильном применении Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Правилах предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N63.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Караваевой Е.Д.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Караваевой Елены Дмитриевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Н.А. Назейкина
С.Г. Колесников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.