Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 20 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 3 сентября 2019 г. по административному делу N 3а-125/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югтрасстрой" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Югтрасстрой" (далее также - ООО "Югтрасстрой") обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты", из категории "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2015 г, в соответствии с которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена в размере 44 608 548, 24 руб.
В обоснование своих требований административный истец указал, что вышеуказанная кадастровая стоимость не соответствует его рыночной стоимости в размере 3 890 000 руб, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты", выполненном "данные изъяты".
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта определением от 4 марта 2019 г. назначена судебная оценочная экспертиза, которая была поручена эксперту "данные изъяты"
Согласно заключению эксперта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2015 г. составила 22 754 025 руб.
Решением Ставропольского краевого суда от 20 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 3 сентября 2019 г. требования ООО "Югтрасстрой" удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена равной его рыночной стоимости по результатам судебной оценочной экспертизы в размере 22 754 025 руб. В пользу экспертного учреждения с административного истца взысканы судебные расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 55 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной через Ставропольский краевой суд 3 октября 2019 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 октября 2019 г, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - также Комитет) просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обоснованно установили кадастровую стоимость находящегося в аренде у административного истца земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 22 754 025 руб, определенной в заключении эксперта "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты"
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного земельного участка.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Довод Комитета о том, что установление кадастровой стоимости равной рыночной ведет к финансовым потерям муниципального бюджета, пополняемого за счет арендных платежей, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку возможность обращения в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, предусмотрена законом.
Изложенные комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя доводы относительно выбора экспертом объектов-аналогов при определении рыночной стоимости земельного участка, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного подхода к определению рыночной стоимости земельного участка, комитетом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 20 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 3 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.