Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области Чернова В.В. на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 12 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Петров Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, выраженное в невнесении в Генеральный план Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, изменений, предусматривающих изменение границы села Сабурово Орловского района Орловской области в связи с включением в границы села Сабурово постановлением правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года земельного участка с кадастровым номером N из которого в последующем образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N
Обязать управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области в пределах предоставленных законом полномочий внести в Генеральный план Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области, изменения, предусматривающие изменение границы села Сабурово Орловского района Орловской области в связи с включением в границы села Сабурово постановлением правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года земельного участка с кадастровым номером N с учетом образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами: N расположенных в границах "адрес"
В обоснование заявленных исковых требований указал, что 14 декабря 2009 года управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области за ним было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 45000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", ОАО АПО "Сабурово".
05 марта 2011 года постановлением правительства Орловской области в установленном законом порядке земельный участок с кадастровым номером 57:10:0050101:1849 площадью 45000 кв.м. был включен в границы села Сабурово Сабуровского сельсовета Орловского района Орловской области, изменен вид разрешенного использования из земель "для сельскохозяйственного использования" на "для индивидуального жилищного строительства".
На основании указанного постановления правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года был осуществлен кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
В последующем из земельного участка с кадастровым номером N были образованы 27 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами: 57: N, принадлежащих Петрову Р.В, и участок N, сформированный в целях обслуживания 26 земельных участков в качестве дороги (улицы), переданный 22 марта 2013 года в собственность муниципального образования "Сабуровское сельское поселение" Орловского района Орловской области.
Несмотря на то, что постановление правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года является безусловным основанием для внесения административными органами изменений в генеральный план поселений, схему территориального планирования, в нарушение пункта 24 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" соответствующие изменения о включении земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:1849 в границы села Сабурово в документы территориального планирования не были внесены.
Обращения административного истца в адрес администраций были проигнорированы, что свидетельствует о бездействии указанных органов по внесению изменений в документы территориального планирования.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 18 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 12 сентября 2019 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной главой администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области Черновым В. В. в Первый кассационный суд 22 октября 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду нарушения норм материального права.
Определением от 24 октября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, причина неявки не известна.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Материалами дела подтверждено, что Петрову Р.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 45000 кв.м, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Орловская область, Орловский район, Сабуровский сельский совет, ОАО АПО "Сабурово", право собственности зарегистрировано в 2009 году.
05 марта 2011 года постановлением правительства Орловской области N 70 земельный участок с кадастровым номером N включен в границы села Сабурово Сабуровского сельсовета Орловского района Орловской области, изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного использования" на "для индивидуального жилищного строительства".
На основании вышеуказанного постановления, осуществлен кадастровый учет изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения" на установленное разрешенное использование "земли населенных пунктов".
В целях осуществления жилищного строительства Петровым Р.В, после принятия указанного постановления, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером N на 26 самостоятельных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на которые получены разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, и 1 земельный участок, сформированный в целях обслуживания 26 земельных участков в качестве дороги (улицы), и переданный 22 марта 2013 года в собственность муниципального образования "Сабуровское сельское поселение" Орловского района Орловской области.
Постановлением администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области N41 от 06 июля 2017 года, на основании заявления собственника земельных участков Петрова Р.В, в соответствии с Генеральным планом Сабуровского сельского поселения, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом от 06 октября 2013 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", земельным участкам, принадлежащим Петрову Р.В, присвоены следующие наименование улицы и нумерация земельным участкам: "адрес", с номерами домов с 1 по 25 (нечетная сторона), с нумерацией со 2 по 26 (четная сторона).
На основании указанного постановления администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области соответствующие изменения внесены в государственный кадастр недвижимости, а также в государственный адресный реестр с присвоением уникального регистрационного номера адреса объекта адресации.
25 июля 2017 года администрацией Орловского района Орловской области Петрову Р.В. были выданы 26 разрешений на строительство индивидуальных жилых домов в отношении 26 земельных участков по адресу: "адрес".
Однако, в Генеральный план Сабуровского сельского поселения изменения относительно включения земельного участка с кадастровым номером N в границы села Сабурово внесены не были.
Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по приведению документов территориального планирования с учетом постановления правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года, лежала на администрации Сабуровского сельского поселения Орловской области, которая допустила в данном вопросе бездействие, которое привело к нарушению прав Петрова Р.В. по пользованию принадлежащим ему земельным участком, предназначенным под застройку индивидуальными жилыми домами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Частью 1 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия постановления Правительства Орловской области N 70 от 05 марта 2011 года) предусматривалось, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года N1686-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области" правительство Орловской области или уполномоченные им органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов Орловской области по подготовке генеральных планов сельских поселений и изменений в них, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2 - 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по приведению в соответствие документов территориального планирования, в частности Генерального плана Сабуровского сельского поселения, с учетом постановления правительства Орловкой области N70 от 05 марта 2011 года в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Петрову Р.В, лежала на администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Таким образом, несостоятельными являются доводы жалобы об отсутствии у администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области обязанности по исполнению Постановления Правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года.
Процедура принятия решения об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков, решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, регламентируется статьями 8, 18, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьями 7, 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Орловского областного суда от 15 ноября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2018 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований Полякова С.Ю, Чуряевой Л.Н. о признании недействующим постановления правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года "О включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования".
Таким образом, законность указанного постановления, в том числе проверки процедуры его принятия, являлась предметом судебной проверки.
Материалами дела установлено, что Генеральный план Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области был утвержден Решением Сабуровского сельского Совета народных депутатов N13/40-СС от 08 июня 2012 года, однако соответствующие изменения о включении земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта с. Сабурово в указанном Генеральном плане учтены не были.
Не внесены были такие изменения и в Генеральный план с. Сабурово и в отношении образованных земельных участков, выделенных из состава земельного участка кадастровым номером N
Из материалов дела следует, что Петров Р.В. неоднократно обращался в Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области администрации Орловской области, администрацию Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области с требованиями устранить имеющиеся нарушения его прав, привести в соответствие документы территориального планирования, однако в установленном законом порядке данный вопрос разрешен не был.
Опровергается материалами дела и довод жалобы о том, что администрация Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области не располагала сведениями о наличии постановления Правительства Орловской области N 70 от 05 марта 2011 года.
При рассмотрении дела, судам представлены доказательства направления постановления правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года во все органы, где оно подлежало исполнению, в том числе и в Сабуровское сельское поселение.
В материалах дела имеется письмо на имя Петрова Р.В. из федерального государственного учреждения "Земельной кадастровой палаты" по Орловской области от 14 марта 2011 года N10/11-3006, из которого усматривается, что во исполнение Постановления Правительства Орловской области N70 от 05 марта 2011 года осуществлен кадастровый учет земельного участка N с установленной категорией земель - земли населенных пунктов.
Таким образом, о нарушении прав Петрова Р.В. свидетельствует не исполнение нормативного акта, постановленного в отношении конкретного лица, его имущества, что не соответствует требованиям законодательства и напрямую затрагивает права такого лица, поскольку выражается в незаконном бездействии по исполнению возложенных законом обязательств. Каждое лицо имеет право на соблюдение предписанных законом правил, заведомо предназначенных для защиты личных и общественных интересов.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
Поскольку таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 12 сентября 2019 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации Сабуровского сельского поселения Орловского района Орловской области Чернова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.