Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кудрявцевой И.В. на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 10 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кудрявцевой И.В. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области, управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, административного истца Кудрявцеву И.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области Пантюхина К.А, представителя управления Федеральной налоговой службы по Тульской области Рубанову Э.А, возражавших относительно жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Кудрявцева И.В. обратилась в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тульской области (далее межрайонная ИФНС России N12 по Тульской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее УФНС России по Тульской области) о признании незаконными и отмене решений межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области N2779, N2780 о привлечении её к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации от 10 сентября 2019 года, решения УФНС России по Тульской области N13-40/31566 от 18 декабря 2018 года. Свой иск мотивировала тем, что в отношении нее межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях N7649, N7650 от 26 июля 2018 года, так как она в нарушение пункта 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений статьи 4 Закона N376-Ф3 не представила в установленный законодательством срок уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2016 и 2017 годы в отношении контролируемой иностранной компании АЛИАЛ КОМПАНИ С.Р.О. (Чехия). На основании этих актов вынесены решения N2779, N2780 от 10 сентября 2019 года о привлечении ее к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в сумме 18750 рублей (12500 рублей + 6250 рублей). Компания АЛИАЛ КОМПАНИ С.Р.О. (Чехия) по результатам деятельности за 2015, 2016 года получила убыток, а в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации условием представления уведомления является признание дохода в виде прибыли КИК в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, решения налоговой инспекции необоснованны и противоречат действующему законодательству.
Считает размер наложенного штрафа несоразмерным и несправедливым, налоговыми органами не были учтены все смягчающие обстоятельства. Просит суд признать незаконными и отменить решения межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области N2779, N2780 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации от 10 сентября 2019 года, решение УФНС России по Тульской области N13-40/31566 от 18 декабря 2018 года.
Решением Привокзального районного суда г. Тулы от 10 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 августа 2019 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной Кудрявцевой И.В. в Первый кассационный суд 23 октября 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду нарушения норм процессуального и материального права.
Определением от 25 октября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК), в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ) налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.
Пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24. Ноября 2014 года N 376-ФЗ) предусмотрено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главами 23 или 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Кудрявцева И.В. с 15 мая 2015 года является участником иностранной организации АЛИАЛ КОМПАНИ С.Р.О. (Чехия), с долей участия равной 33%.
Уведомление об окончании участия в налоговый орган Кудрявцевой И.В. не подавалось.
Кудрявцевой И.В. заказными письмами с уведомлением направлены требование от 01 декабря 2017 года N131424 и требование от 01 июня 2018 года N137455 о представлении в налоговый орган уведомлений о контролируемых иностранных компаниях или представлении пояснений с приложением подтверждающих документов, свидетельствующих об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом за 2016 и 2017 годы соответственно.
Требование от 01 июня 2018 года N137455 вручено Кудрявцевой И.В. 04 июня 2018 года, 17 сентября 2018 года Кудрявцевой И.В. вручено требование от 01 декабря 2017 года N131424.
03 июля 2018 года Кудрявцевой И.В. представлены письменные пояснения и уведомление о КИК за 2017 год, срок представления по которому - 20 марта 2018, то есть уведомление за 2017 год представлено с нарушением установленного срока.
В связи с непредставлением уведомлений о контролируемых иностранных компаниях за 2016 год и 2017 год в установленный законом срок, заместителем начальника ОКП N2 МРИ ФНС России N12 по Тульской области ФИО2 26 июля 2018 года составлены акты об обнаружении фактов налогового правонарушения, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, в которых отражены обстоятельства и факты, свидетельствующие о совершении Кудрявцевой И.В. налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, которые вручены Кудрявцевой И.В. 01 августа 2018 года.
01 августа 2018 года Кудрявцевой И.В. вручены акты от 26 июля 2018 года N 7649, N 7650, а также уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) от 30 июля 2018 года N 140172, N 140174, для рассмотрения данных актов, назначенными налоговым органом на 10 сентября 2018 года.
Решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тульской области N2779 от 10 сентября 2018 года и N2780 от 10 сентября 2018 года, Кудрявцева И.В. привлечена к налоговой ответственности за непредставление в установленный законом срок уведомлений о контролируемых иностранных компаниях за прошедший календарный год, а именно за 2016 год и 2017 год, которыми, с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшен и установлен в сумме 6250 рублей по решению N2780 от 10 сентября 2018 года и в сумме 12500 рублей - по решению N2779 от 10 сентября 2018 года.
Решением УФМС России по Тульской области от 18 декабря 2018 года N13-40/31566 жалоба Кудрявцевой И.В. оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что налоговым органом Кудрявцева И.В. обоснованно привлечена к налоговой ответственности по части 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный законом срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомлений о контролируемой иностранной компании за прошедшие 2016, 2017 календарные годы.
Доводы кассационной жалобы обосновывает отсутствием предусмотренной статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности представления уведомления о контролируемой иностранной компании ввиду того, что по итогам деятельности контролируемой иностранной компании за 2016, 2017 годы прибыль (доход) не получена.
Пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан был уведомить налоговый орган по месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ) о контролируемой иностранной компании, в отношении которой он является контролирующим лицом.
Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в пункт 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которым если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" введена, в частности, обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о контролируемых иностранных компаниях, а также установлен порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении.
Руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", суды правильно указали, что признание налогоплательщика контролирующим лицом иностранных организаций, возникновение обязанности по представлению уведомления о контролируемой иностранной компании и, как следствие, привлечение к ответственности за непредставление уведомления о контролируемой иностранной компании в соответствии с пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, предусмотренных статьей 25.13 Налогового кодекса, и не обусловлено возникновением какого-либо финансового результата у контролируемой иностранной компании.
Вопреки доводам кассационной жалобы, факт отсутствия дохода (получение убытка) у контролируемой иностранной компании не освобождает контролирующее лицо от обязанностей, предусмотренных статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
За неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Кудрявцевой И.В. в установленный пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации срок уведомления о контролируемой иностранной компании за 2016, 2017 годы в налоговый орган не представлены, в связи с чем, решениями Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области N 2779, N 2780 от 10 сентября 2018 года она обоснованно привлечена к налоговой ответственности.
Установленный пунктами 8 - 11 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации порядок привлечения Кудрявцевой И.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не нарушен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленный пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации срок для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налогового правонарушения не является пресекательным.
Датами подачи уведомления о контролируемой иностранной компании являются за 2016 год - 21 марта 2017 года, за 2017 год - 21 марта 2018 года.
Акты N 7649, N 7650, составлены 26 июля 2018 года и вручены Кудрявцевой И.В. 01 августа 2018 года.
К налоговой ответственности Кудрявцева И.В. привлечена 10 сентября 2018 года.
Исходя из установленных обстоятельств, судом верно указано на соблюдение данного срока, поскольку в соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе составить акт об обнаружении фактов свидетельствующих, о налоговом правонарушении в течение трех лет с даты его обнаружения.
Кудрявцева И.В. участвовала в ходе рассмотрения материалов налогового контроля, представляла свои объяснения и возражения, ходатайствовала о применении смягчающих штрафных санкций.
Рассмотрение материалов налогового контроля в отношении Кудрявцевой И.В. по актам N 7649, N 7650 от 26 июля 2018 года осуществлялось комиссией в составе уполномоченных лиц налогового органа, с учетом представленных возражений.
Налоговым органом приняты и указаны в обжалуемых решениях доводы Кудрявцевой И.В, в соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, применены смягчающие обстоятельства, суммы штрафных санкций снижены, права и законные интересы Кудрявцевой И.В. при вынесении решений о привлечении к предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, налоговыми органами не нарушены.
Оснований для отмены решений налогового органа вышестоящим налоговым органом ни УФНС России по Тульской области, судами не установлены.
Доводы административного истца об обратном, в том числе, о том, что налоговым органом не приняты во внимание все смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства, в связи с чем, размер штрафа является необоснованным, судебная коллегия находит несостоятельными.
Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области учтены смягчающие обстоятельства, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации размеры штрафа уменьшены в восемь и шестнадцать раз.
Совершение неумышленного налогового правонарушения впервые, а также добросовестность физического лица в перечне обстоятельств, исключающих вину лица или смягчающих ответственность за налоговое правонарушение, не указано.
Доказательств, подтверждающих тяжелое материальное положение, свидетельствующих об отсутствии у налогоплательщика имущества, сведений о ежемесячном доходе и т.п, административным истцом ни налоговому органу, ни суду не представлено.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что Кудрявцева И.В. является контролирующим лицом указанной ей иностранной компании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ее действия в силу неисполнения обязанности, возложенной на нее пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, образуют состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, применили нормы материального права и дали надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
Поскольку таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Привокзального районного суда г. Тулы от 10 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 августа 2019 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Кудрявцевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.