Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колчановой З.К. на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 16 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Колчановой З.К. к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка, возложение обязанности.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Колчанова З.К. обратилась в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным бездействия административного ответчика в период с 10 июля 2018 года по 27 сентября 2018 года, выразившееся в неисполнении решения суда, вступившего в законную силу, которым суд обязал административного ответчика принять меры по рассмотрению заявления административного истца; о признании незаконным отказа от 28 сентября 2018 года N 52-17-15683з в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых в результате перераспределения на основании заявления административного истца от 28 апреля 2017 года и приложенных к нему документов.
В обоснование заявленных требований указала, что 28 апреля 2017 года она обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с землями, право собственности на которые не разграничено.
28 июля 2017 года Колчановой З.К. было отказано в утверждении схемы на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации по причине того, что земельный участок не освоен и не используется в соответствии с целевым назначением. Апелляционным определением Воронежского областного суда от 10 июля 2018 года отказ в утверждении схемы признан незаконным, на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Колчановой З.К. от 28 апреля 2017 года.
Поскольку заявление Колчановой З.К. в срок до 11 августа 2018 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно не рассмотрел, ей 14 августа 2018 года был подготовлен и направлен запрос о решении, принятом по заявлению Колчановой З.К. от 28 апреля 2017 года.
28 сентября 2018 года Колчановой З.К. направлено письмо N 52-17-15683з, которым отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по новым основаниям.
Административный истец полагает, что указанный отказ также как и первый не обоснован.
Отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по данному основанию является неправомерным в связи с тем, что административный истец не обращался с заявлением о заключении соглашения о перераспределении, тем более с заявлением о перераспределении земельных участков, как непосредственно предусмотрено подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Колчанова З.К. полагает, что в результате незаконного отказа административного ответчика были нарушены ее права и законные интересы на увеличение на возмездной основе земельного участка, находящегося в частной собственности административного истца, за счет площади смежных неиспользуемых земель, находящихся в государственной собственности.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 16 апреля 2019 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной Колчановой З.К. в Первый кассационный суд, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Определением от 25 октября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, причина неявки не известна.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08 мая 2009 года N 365.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган обязан принять одно из двух решений, а именно: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Материалами дела установлено, что 28 апреля 2017 года Колчанова З.К. обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", с землями, право собственности на которые не разграничено.
28 июля 2017 года Колчановой З.К. было отказано в утверждении схемы на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 10 июля 2018 года отказ в утверждении схемы признан незаконным, на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Колчановой З.К. от 28 апреля 2017 года.
Поскольку заявление Колчановой З.К. в срок до 11 августа 2018 года департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно не рассмотрено, административным истцом 14 августа 2018 года был направлен запрос о решении, принятом по заявлению Колчановой З.К. от 28 апреля 2017 года.
28 сентября 2018 года Колчановой З.К. направлено письмо N 52-17-15683з, которым отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что по информации администрации городского округа г. Воронеж, согласно представленной схеме и данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, формируемый земельный участок частично (612 кв.м.) ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно - технического обеспечения (ВЛ 35кВ, 13, 14 ПС29-ПС-8-ПС4- ПС-13 и ЛЭП ЛВ-35кВ 74 ПС 30-ПС13).
Разрешая заявленные Колчановой З.К. требования о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения и отказывая в их удовлетворении, суды верно пришли к выводу о том, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, по вопросу, отнесенному к его компетенции, оспариваемое решение принято в соответствии с законом и прав административного истца не нарушает, нахождение большей части земельного участка непосредственно под линией электропередач приведет к невозможности осуществлять собственником этой линии необходимое обслуживание, а в случае аварии устранять неисправность, не ставя под угрозу безопасность и права третьих лиц, в том числе владельца испрашиваемого земельного участка.
Данная позиция судов, с учетом установленных обстоятельств по делу и представленных сторонами доказательств, является правильной.
В ходе рассмотрения дела, Колчанова З.К не отрицала, что испрашиваемый земельный участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения.
Федеральный законодатель устанавливает в числе прочих охранную зону объектов систем газоснабжения, охранную зону электрических сетей (ЛЭП), охранную зону железных дорог, охранную зону теплоснабжения, охранную зону инженерных сетей (коммуникаций), охранную зону водопровода, охранную зону кабельных линий и охранную зону трубопроводов (статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом по смыслу Земельного кодекса Российской Федерации особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия организации, в ведении которой находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Охранные зоны кабельных и воздушных линий связи устанавливаются в виде участков вдоль этих линий не менее чем 2 м с каждой стороны (статья 21 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных Решение Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года N 384-II).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года N 384-II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования: жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения.
В соответствии с приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 12 января 2017 года N 7 земельный участок расположен в зоне санитарной охраны скважин N4 (ГВК N20202857), N 5(ГВК N 2020256), N6 (ГВК N 20203136) и башни Рожновского, ул.Архитектора Быховского, д.36.
Рассматриваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Красные линии были закоординированы и утверждены управлением главного архитектора в рамках полномочий по установлению, дополнению и уточнению красных линий и линий регулирования застройки, установленных Положением об управлении главного архитектора городского округа администрации городского округа г. Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 26 сентября 2012 года N 908-III.
Согласно данным картографического материала на территории рассматриваемого земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства.
Согласно представленной схеме и данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассматриваемый земельный участок частично ограничен (612 кв.м.) в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения (ВЛ 35кВ 13, 14 ПС29-ПС8-ПС4-ПС13 и ЛЭП ВЛ - 35кВ 74 ПС 30- ПС13).
Нарушение требований закона при разработке схемы расположения земельного участка в силу прямого указания подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в утверждении такой схемы.
Запрет на расположение объектов в охранной зоне линии электропередачи обусловлен отнесением этой ЛЭП к источнику повышенной опасности, в отношении которого осуществление полного контроля со стороны его владельца исключается в силу его особых опасных свойств. Исходя из этого, оспариваемый отказ не влечет нарушение прав Колчановой З.К, поскольку презюмируется, что размещение объектов в охранной зоне линий электропередачи может повлечь причинение вреда в силу особых свойств линии электропередачи как источника повышенной опасности.
Таким образом, использование Колчановой З.К. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения и линии электропередач противоречит прямому запрету.
Ошибочной является позиция административного истца относительно отсутствуя у административного органа полномочий для приведения иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в случае повторного рассмотрения заявления на основании решения суда.
Вопреки доводам жалобы, нарушение 30-дневного срока, по истечении которого принято решение об отказе в предварительном перераспределении земельного участка и утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не влияет на вывод о правильности оспариваемого отказа.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о несоответствии представленной заявителем на утверждение схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям; учитывая, что схема расположения земельного участка является документом, необходимым для его образования, то при ее составлении и утверждении должны учитываться требования, указанные в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, несоблюдение которых на основании пункта 16 статьи 11.10 кодекса является основанием для отказа в ее утверждении.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
Поскольку таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Колчановой З.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.