ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело N9а-59/2019
88а-985/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 28 ноября 2019 года
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдаров М.Б, рассмотрев единолично кассационную жалобу ФИО1 на определение Московского областного суда от 18 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения Президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года N 99/14 "О границах земель города и сельских населенных пунктов", установил:
ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Егорьевск Московской области о признании недействующими пунктов 1 и 2 решения президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года N99/14 "О границах земель города и сельских населенных пунктов".
Определением Московского областного суда от 18 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 июля 2019 года административное исковое заявление ФИО1 возвращено административному истцу в связи с неподсудностью.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 20, пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходили из того, что оспариваемое решение не является нормативным правовым актом, так как применяется однократно, и не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФИО1 обратился с кассационной жалобой об отмене оспариваемых определений, просит направить дело для рассмотрения по существу по первой инстанции в Московский областной суд. В обоснование кассационной жалобы податель жалобы указывает на несогласие с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое решение не является нормативным правовым актом.
В соответствии с частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы, представления на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьей кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций допущены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 1).
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем, признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт является обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Как следует из оспариваемой части решения президиума Егорьевского городского Совета народных депутатов Московской области от 19 июля 1991 года N 99/14 "О границах земель города и сельских населенных пунктов", в соответствии с Земельным кодексом РСФСР президиум городского Совета народных депутатов решил:
Изъять для развития индивидуального строительства в городе земельные участки общей площадью 252, 5 га, в том числе:
совхоз "Егорьевский" 7, 5 га
совхоз "Клеменовский" 245 га
Утвердить границы городских земель в пределах, согласованных с ГлавАПУ общей площадью 3119, 5 га.
Таким образом, пунктом 2 оспариваемого решения установлены границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, что свидетельствует о том, что данный акт является нормативным правовым актом органа представительной власти муниципального образования и в силу пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится к подсудности областного и приравненных судов.
На основании изложенного, определение Московского областного суда от 18 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 июля 2019 года подлежат отмене, как принятые с нарушением норм процессуального права, и материал надлежит направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение со стадии принятия к производству.
При разрешения вопроса о принятии к производству административного искового заявления, суду надлежит руководствоваться в том числе главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Московского областного суда от 18 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 31 июля 2019 года отменить, передать вопрос на новое рассмотрение со стадии принятия к производству в суд первой инстанции. Материал направить в первую инстанцию Московского областного суда.
Судья М.Б. Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.