Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Шостак Р.Н, Озерова А.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области к администрации Орловского района Орловской области, администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области о возложении обязанности по финансированию и организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов, по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 24 сентября 2019 года, заслушав доклад судьи Шостак Р.Н, объяснения представителя администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Ильина Ю.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, установила:
прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с иском к
администрации Орловского района Орловской области, администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской о возложении обязанностей по финансированию и организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов, мотивировав свои требования тем, что в результате проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Становского сельского поселения Орловского района Орловской области было установлено, что в нарушение требований законодательства в населенных пунктах Становского сельского поселения Орловского района Орловской области отсутствуют площадки и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. Региональным оператором по причине отсутствия организованных мест накопления не осуществляется сборка твердых коммунальных отходов.
Администрация Орловского района Орловской области на основании соглашения передала администрации Становского сельского поселения полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) твердых коммунальных отходов на территории Становского сельского поселения, по условиям которого администрация Орловского района Орловской области обязана обеспечить своевременное финансирование переданных полномочий.
Прокурор Орловского района Орловской области просил суд обязать администрацию Становского сельского поселения Орловского района Орловской области организовать создание и содержание площадок для накопления твердых бытовых отходов в населенных пунктах сельского поселения Орловского района Орловской области в соответствии с требованиями с требованиями санитарных правил и норм в течение 4 месяцев со дня финансирования; обязать администрацию Орловского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Становского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 23 июля 2019 года исковые требования прокурора Орловского района Орловской области удовлетворены.
На администрацию Становского сельского поселения Орловского района Орловской области возложена обязанность организовать создание и содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов в сельских населенных пунктах Становского сельского поселения Орловского района Орловской области в соответствии с требованиями "СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" в течение 4 месяцев со дня финансирования.
На администрацию Орловского района Орловской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Становского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 24 сентября 2019 года решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Орловского района Орловской области без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация Орловского района Орловской области просит отменить решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 24 сентября 2019 года, как незаконные.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Орловского района Орловской области просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Орловского районного суда Орловской области от 23 июля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 24 сентября 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по настоящему делу допущено не было.
Судами установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на день разрешения спора исполняет общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) "Управляющая компания "Зеленая роща".
В Соглашении N 222-Д/18 от 24 августа 2018 года, заключенном между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращения с твердыми коммунальными отходами - ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" отсутствует обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N 300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с абзацем 11 пункта 9 которого региональный оператор обязан обеспечивать создание и содержание контейнерных площадок, в том числе осуществлять монтаж, ремонт контейнерных площадок и контейнеров (с указанием источника финансирования при необходимости).
Заключенное между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором 24 августа 2018года Соглашение не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
18 декабря 2018 года администрация Орловского района на основании соответствующего Соглашения передала администрации Становского сельского поселения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Администрация Орловского района приняла на себя обязанности, в том числе по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Становского сельского поселения по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы, отчетов о ходе исполнения полномочий, использовании финансовых средств.
Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с данным Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Орловского района в бюджет Становского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов на 2019 год с распределением денежных средств по полномочиям согласно Приложению к указанному Соглашению. Финансирование переданных полномочий осуществляется по факту из выполнения администрацией поселения после предоставления соответствующих документов.
Срок действия данного Соглашения - с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Постановлением главы Орловского района Орловской области от 3 июля 2019 года N1945 утверждена муниципальная программа Орловского района "Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского района", задачами которой является увеличение на территории Орловского района Орловской области мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В качестве планового результата указано создание на территории Орловского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для расположения 177 контейнеров.
Соисполнителями указанной программы являются, в том числе администрации сельских поселений, входящих в состав Орловского района.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями частей 1 и 4 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 8, 13 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.
Суды правильно исходили из того, что администрацией Орловского района Орловской области и администрацией Становского сельского Орловского района Орловской области поселения в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, увеличение количества контейнеров, а также финансирование данных мероприятий, указанные документы на момент разрешения спора недействующими не признавались в установленном законом порядке, какого-либо иного лица, на которое официально была бы возложена обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории указанного сельского поселения Орловской области не имеется.
Доводы кассационной жалобы администрации Орловского района Орловской области о том, что обязанность по организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов лежит на региональном операторе и требования по дополнительному финансированию не могут быть заявлены в отношении администрации, противоречат положениям закона, которым руководствовались суды, и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и получили оценку, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.