Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чирковой Т.Н., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Накиповой Анны Рафаэлевны на определение судьи Тюменского областного суда от 27 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 07 августа 2019 года по вопросу принятия административного искового заявления о признании недействующими в части нормативных правовых актов.
установил:
решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9 утвержден Генеральный план городского округа город Тюмень, опубликованный в издании "Тюменский курьер" N58 от 05 апреля 2008 года, N3 от 28 марта 2009 года. Данным нормативным правовым актом, действующим в редакции решения Тюменской городской Думы от 21 декабря 2017 года N 672, утверждена, в том числе, карта функциональных зон городского округа Тюмень.
Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени, опубликованные в издании "Вестник Тюменской городской Думы" N18 за 2008 год. Названные Правила действуют в редакции решения Тюменской городской Думы от 27 июня 2019 года N 137 и, помимо прочего, включают в себя карту градостроительного зонирования городского округа.
Накипова Я.Р, Накипова А.Р. обратились в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанных нормативных правовых актов недействующими в части отнесения 14 принадлежащих им земельных участков к территориальной зоне ОД-3 - зона общественно-деловой застройки специализированных центров обслуживания.
Определением судьи Тюменского областного суда от 27 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 07 августа 2019 года, Накиповой Я.Р, Накиповой А.Р. в принятии административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 октября 2019 года, Накипова А.Р, ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права при решении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда, ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и о направлении административного иска на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена единолично без проведения судебного заседания.
Проверив по представленным материалам доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что она подлежит удовлетворению.
Руководствуясь частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья областного суда отказал в принятии административного искового заявления, посчитав, что Накипова Я.Р, Накипова А.Р, приобрётшие право собственности на земельные участки в период действия оспариваемых нормативных правовых актов, не являются субъектами регулируемых ими отношений.
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда данный вывод признала правильным, дополнительно применив пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты с очевидностью права и законные интересы административных истцов не затрагивают.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании пункта 3 части 1 статьи 128 названного Кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных положений закона следует, что судья вправе отказать в принятии административного искового заявления на основании пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт очевидно и бесспорно не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления, суды не учли, что в своем заявлении Накипова Я.Р, Накипова А.Р, являющиеся собственниками земельных участков, в отношении которых оспариваемыми нормативными правовыми актами установлено функциональное и территориальное зонирование, указали, по каким основаниям они полагают свои права нарушенными.
Кроме того, из приложенных к административному исковому заявлению копий градостроительных планов земельных участков следует, что Правила землепользования и застройки города Тюмени были применены к административным истцам.
Таким образом, вывод судов о том, что Накипова Я.Р. и Накипова А.Р. не являются участниками регулируемых отношений, противоречит обстоятельствам, указанным в административном иске, а вопрос о нарушении оспариваемыми актами прав заявителей подлежит выяснению при рассмотрении дела по существу с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, исследования представленных сторонами доказательств, что следует из пункта 1 части 8 статьи 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку судами допущено существенное нарушение норм процессуального законодательства, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Тюменского областного суда от 27 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 07 августа 2019 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Накиповой Я.Р, Накиповой А.Р. о признании недействующими в части нормативных правовых актов направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.