Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Челябинска на решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 13 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года по административному делу N 2а-1373/2019 по административному иску Щербаковой Юлии Викторовны, Щербакова Андрея Михайловича к Администрации города Челябинска об оспаривании решения об отказе в согласовании перепланировки жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя Администрации города Челябинска Гнездиловой И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Щербаковой Ю.В, её представителей Харланова В.Л, Ческидовой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щербаков А.М, Щербакова Ю.В. обратились в суд с требованием о признании незаконными решений Администрации города Челябинска N 1266/гасн-17-18-1 от 08 августа 2018 года, N 2568/гасн-0 от 13 ноября 2018 года об отказе в согласовании перепланировки жилых помещений (квартир NN 78, 79), расположенных по адресу: "адрес", "данные изъяты", ссылаясь на необоснованность оспариваемых решений, их несоответствие положениям статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 4.2.4.9 Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинска от 13 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года, требования административных истцов удовлетворены частично, решение Администрации города Челябинска N 2568/гасн-0 от 13 ноября 2018 года признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о согласовании перепланировки жилых помещений.
В кассационной жалобе Администрация города Челябинска просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные с нарушением норм материального права и отправить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения в многоквартирном доме (часть 2 статьи 25 ЖК РРФ); перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 1.7.1, 1.7.2, 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир. Перепланировка квартир (комнат), ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Щербакову А.М, Щербаковой Ю.В. на праве общей долевой собственности принадлежат квартиры NN "данные изъяты" расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", "данные изъяты".
Щербаков А.М, Щербакова Ю.В. 30 июля и 17 октября 2018 года обращались в Администрацию города Челябинска с заявлениями о согласовании перепланировки вышеуказанных жилых помещений путем их объединения, приложив к заявлению документы, предусмотренные частью 2 статьи 26 ЖК РФ.
Решениями Администрации города Челябинска N 1266/гасн-17-18-1 от 08 августа 2018 года, N 2568/гасн-0 от 13 ноября 2018 года административным истцам отказано в согласовании перепланировки ввиду несоответствия представленного проекта пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которому в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что решение Администрации города Челябинска от 13 ноября 2018 года не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права административных истцов. По требованию о признании незаконным решения Администрации города Челябинска от 08 августа 2018 года суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Позиция судов нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании и применении норм ЖК РФ и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств законности решения от 13 ноября 2018 года, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований административных истцов.
Пункт 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, положенный административным ответчиком в обоснование решения об отказе в согласовании перепланировки, устанавливает запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, а также крепление к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек.
Из взаимосвязанного толкования этой нормы в совокупности с пунктом 1.7.2 названных Правил следует, что при перепланировке установлен запрет на нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов.
Следовательно, вывод судов о том, что действующее законодательство не содержит безусловного запрета на устройство проемов в стенах многоквартирных жилых домов, является правильным.
Доводы кассатора о том, что в материалы дела не представлено доказательств соответствия проекта перепланировки требованиям градостроительного законодательства, в частности пунктам 1.7.2, 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подлежат отклонению.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Поэтому у судов нижестоящих судебных инстанций не имелось оснований для оценки соответствия проекта перепланировки тем условиям, которые не были предметом проверки административного ответчика.
В целом, доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены в принятых по делу судебных постановлениях.
Таким образом, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 13 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 23 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.