Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой О.Ф, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-547/2019 по иску Галеевой Лидии Хаметдиновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Свердловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, по кассационной жалобе Галеевой Лидии Хаметдиновны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Галеевой Л.Х, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галеева Л.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области) о признании незаконным решения от 25 февраля 2019 года N 1951299/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с 25 марта 1993 года по 23 мая 1995 года, с 11 декабря 1996 года по 28 февраля 2005 года в должности "данные изъяты" АО "Уральский алюминиевый завод", ОАО "СУАЛ" филиал "Уральский алюминиевый завод", назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований Галеева Л.Х. указала на то, что 26 декабря 2018 года она обратилась в УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от 25 февраля 2019 года N 1951299/18 в назначении пенсии ей отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж ответчиком не были засчитаны названные выше периоды работы по тому основанию, что ее трудовая деятельность в спорные период времени протекала не в учреждении здравоохранения.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 30 апреля 2019 года исковые требования Галеевой Л.Х. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2019 года решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области в части возложения на УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области обязанности по включению в специальный стаж Галеевой Л.Х. периода работы с 01 ноября 1999 года по 28 февраля 2005 года отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении данной части иска. В остальной части это же решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области - без удовлетворения.
В поданной 18 октября 2019 года кассационной жалобе Галеева Л.Х. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2019 года, оставлении без изменения решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судебной коллегией норм материального права.
Представитель ответчика УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятые судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия в пределах заявленных в кассационной жалобе доводов, не находит, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Галеева Л.Х. 26 декабря 2018 года обратилась в УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от 25 февраля 2019 года N 1951299/18 Галеевой Л.Х. отказано в назначении такой пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. По подсчетам пенсионного органа специальный стаж Галеевой Л.Х. составил 19 лет 05 месяцев 28 дней. В стаж Галеевой Л.Х. на соответствующих видах работ ответчик не включил периоды работы с 25 марта 1993 года по 23 мая 1995 года, с 11 декабря 1996 года по 28 февраля 2005 года в качестве "данные изъяты" АО "Уральский алюминиевый завод", ОАО "СУАЛ" филиал "Уральский алюминиевый завод" по причине, что организация, в которой работала истец, не относится к учреждениям здравоохранения, не предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 202 года N 781; железнодорожный цех не возможно отнести к структурному подразделению, работа в котором дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Судом также установлено, что Галеева Л.Х. зарегистрирована в системе государственного пенсионного обеспечения 27 ноября 1997 года, спорные периоды работы Галеевой Л.Х. подтверждены работодателем, как работа в обычных условиях.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленными доказательствами подтверждается, что Галеева Л.Х. в спорные периоды времени работала в здравпункте железнодорожного цеха АО "Уральский алюминиевый завод", ОАО "СУАЛ" филиал "Уральский алюминиевый завод", осуществляла лечебную деятельность в соответствии с положением о поликлинике медсанчасти завода; здравпункт цеха структурно предусмотрен в штате поликлиники медсанчасти; работа в указанном структурном подразделении подлежит зачету в специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Галеевой Л.Х. периодов работы с 25 марта 1993 года по 23 мая 1995 года и с 11 декабря 1996 года по 01 ноября 1999 года; решение суда о включении в специальный стаж Галеевой Л.Х. периода работы с 01 ноября 1999 года по 28 февраля 2005 года признал подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверяя законность решения в указанной части, суд апелляционной инстанции указал, что принятая во внимание судом первой инстанции справка Уральским алюминиевый заводом - филиалом ОАО "СУАК от 28 марта 2008 года о том, что здравпункт железнодорожного цеха, в котором работала истиц, структурно отнесен к поликлинике медсанчасти завода, истец осуществляла деятельность в соответствии с положением о поликлинике, противоречит сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, личной карточке формы Т2, штатных расписаниях медсанчасти завода, работодатель истца в ответе от 09 августа 2019 года не подтвердил сведения указанные в справке.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также тот факт, что в лицевом счета застрахованного лица Галеевой Л.Х. сведений об условиях ее труда в период с 01 ноября 1999 года по 28 февраля 2005 год, как дающих на льготное пенсионное обеспечение, не имеется, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для учета указанного периода работы в специальный стаж истца.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой но охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья имевшие место в периоде с 11 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно статье 14 Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой но охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действовавшие в спорный период работы истицы с 01 ноября 1999 года по 28 февраля 2005 года предусматривают фельдшеров в учреждениях здравоохранения.
Изучение материалов дела показывает, что вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для зачета в специальный стаж Галеевой Л.Х. периода работы с01 ноября 1999 года по 28 февраля 2005 года соответствуют приведенному выше правовому регулированию спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Галеевой Л.Х. о необоснованности вывода суда апелляционной инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют допустимые, достаточные и однозначные доказательства, подтверждающие что ее трудовая деятельность протекала непосредственно в медико-санитарной части, в здравпункте предприятия; о критическом отношении суда апелляционной инстанции к справке от 28 марта 2008 года и о принятии во внимание ответа работодателя от 09 августа 2019 года, который, по сути, не опровергает данные, содержащиеся в справке от 28 марта 2008 года; об отсутствии сведений об оспаривании кем-либо справки от 28 марта 2008 года, относятся к переоценке представленных в материалы дела доказательств. Между тем, в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Ссылки истца на то, что подача работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета без кодов особых условий труда, не может лишать ее права на досрочное пенсионное обеспечение, основанием к отмене апелляционного определения не является, поскольку не опровергают вывода суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Галеевой Лидии Хаметдиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.