Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-134/2019 по иску Никитчук Татьяны Васильевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области о признании решения незаконным, признании права на пенсию, включении в стаж периодов работы, назначении пенсии, по кассационной жалобе Никитчук Татьяны Васильевны на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И, выслушав объяснения представителя истицы Никитчук Т.В. - адвоката Ермакова Д.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никитчук Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области (далее УПФ в г. Снежинске Челябинской области) о признании незаконным решения от 05 декабря 2018 года N 1022621/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-Федерального закона от 28 декабря 2013 года; о включении в специальный стаж периодов работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2000 года в должности старшей "данные изъяты", с 21 июля 2004 года по 05 марта 2007 года в должности "данные изъяты".; назначении досрочной страховой пенсии со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - 02 ноября 2018 года; взыскании расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований Никитчук Т.В. сослалась на то, что 02 ноября 2018 года она обратилась в УПФ в г. Снежинске Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением УПФ в г. Снежинске Челябинской области от 05 декабря 2018 года N 1022621/18 в назначении пенсии отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В ее специальный стаж ответчик необоснованно не включил периоды работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2000 года в должности старшей медицинской сестры медицинской регистратуры городской поликлиники ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА России, с 21 июля 2004 года по 05 марта 2007 года в должности медицинской сестры полкового медицинского пункта войсковой части N 3468. Считает, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, а у нее возникает право на пенсию.
Определением Снежинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2019 года гражданское дело в части исковых требований Никитчук Т.В. о возложении на УПФ в г. Снежинске Челябинской области обязанности по зачету в ее специальный стаж периода работы с 21 июля 2004 года по 05 марта 2007 года в должности "данные изъяты" прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2019 года в удовлетворении остальной части исковых требований Никитчик Т.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 августа 2019 года решение Снежинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В поданной 07 октября 2019 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Никитчик Т.В. ставит вопрос об отмене решения Снежинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 августа 2019 года и принятии нового решения об удовлетворении ее исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа от 05 декабря 2018 года N 1022621/18 в части отказа в зачете в специальный стаж периода работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2000 года, возложении на УПФ в г. Снежинске Челябинской области обязанности по зачету данного периода работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-Федерального закона от 28 декабря 2013 года, взыскании судебных расходов с ответчика в размере 600 руб, не передавая дела на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых судами актов.
Истица Никитчук Т.В, представитель ответчика УПФ в г. Снежинске Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятые судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Никитчук Т.В. обратилась в УПФ в г. Снежинске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ПФР в г. Снежинске от 05 декабря 2018 года N 1022621/18 Никитчук Т.В. в установлении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж Никитчук Т.В. не засчитан период работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2000 года в должности "данные изъяты" по причине не выполнения истицей лечебной деятельности по обслуживанию населения.
Продолжительность специального стажа Никитчук Т.В. по расчетам ответчика в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 составила 20 лет 08 месяцев 20 дней, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 - 25 лет 10 месяцев 23 дня, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П - 28 лет 02 месяца 05 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Никитчук Т.В. в части включения в специальный стаж периода работы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2000 года в должности "данные изъяты", суд первой инстанции исходил из того, что работа Никитчук Т.В. в должности старшей "данные изъяты" не может рассматриваться как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в соответствии со Списком и Правилами от 22 сентября 1999 года N 1066, поскольку ее деятельность непосредственно не связана с оказанием лечебной помощи больным, по представленным доказательствам в материалы дела выполнение истицей лечебной деятельности в спорные период работы в течение полного рабочего дня не усматривается.
С данным выводом суда согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев 4, 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (далее Список N 464).
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В спорный период работы истицы действовал Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, который в разделе "наименование должности" в числе должностей среднего медицинского персонала не предусматривает должность "данные изъяты". Аналогичные положения содержаться и в действующем в настоящее время Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов об отсутствии оснований для зачета периода работы истицы с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2000 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы жалобы истицы на то, что факт выполнения ей в спорный период времени наряду с должностными обязанностями "данные изъяты" лечебной деятельности в течение полного рабочего дня по устному распоряжению руководителя подтверждается справками работодателя и штатным расписанием больницы на 01 ноября 1999 года; необоснованное принятие судами во внимание, не относящихся к спорному периоду работы должностной инструкции "данные изъяты" за 2016 год, Единого тарификационного справочника 2009 года, основанием к отмене судебных актов не являются, поскольку направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки. Однако в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Указание истицы на то, что к спорным правоотношениям возможно применение постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, по нормам которого в специальный стаж возможно включение работы в качестве старшей медицинской сестры регистратуры, не влечет отмену судебных актов, поскольку основано на неправильном толковании норм материального права. Применение данного нормативного акта к правоотношениям, имевшим место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 не допускается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Снежинского городского суда Челябинской области от 09 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 05 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Никитчук Татьяны Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.