Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 102/2019 по иску Кудринских Владимира Александровича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Талицкому району Свердловской области о включение периодов службы в выслугу лет, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Талицкому району Свердловской области на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 03 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кудринских В.А. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Талицком районе Свердловской области (далее по тексту ОМВД России по Талицкому району), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту ГУ МВД России по Свердловской области) о включении в выслугу лет периоды службы с 01 января 2001 года по 01 сентября 2004 года в должностях "данные изъяты" в льготном исчислении, перерасчете пенсии с 26 декабря 2018 года.
В обоснование заявленных требований Кудринских В.А. сослался на то, что с 16 июня 1997 года проходил службу в органах внутренних дел, уволен 11 октября 2018 года с должности командира "данные изъяты" по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно приказу об увольнении на дату увольнения его выслуга в календарном исчислении составила 23 года 03 месяца 11 дней, в льготном исчислении - 30 лет 10 месяцев 18 дней. Полагает, что при расчете выслуги лет периоды его службы с 01 января 2001 года по 01 сентября 2004 года не обоснованно включены в выслугу лет в календарном исчислении, тогда как в соответствии с абзацем 45 подпункта "г" пункта 4 постановления Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 указанные периоды подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 03 апреля 2019 года на ответчиков возложена обязанность зачесть в выслугу лет Кудринских В.А. в льготном исчислении периоды его службы в "данные изъяты" с 01 января 2001 года до 01 сентября 2002 года, с 15 апреля 2003 года до 01 мая 2003 года, с 01 мая 2004 года до 01 июня 2004года, в должности старшего конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы ИВС ОВД Талицкого района Свердловской области с 01 сентября 2002 года до 15 апреля 2003 года, с 01 мая 2003 года до 01 мая 2004 года, с 01 июня 2004 года до 01 сентября 2004 года; на ГУ МВД России по Свердловской области возложена обязанность произвести перерасчет назначенной истцу пенсии с учетом указанных периодов службы в льготном исчислении с момента обращения в суд - с 26 декабря 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 июля 2019 года решение Талицкого районного суда Свердловской области от 03 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В поданной 08 октября 2019 года кассационной жалобе представитель ответчика Отдела МВД России по Талицкому району ставит вопрос об отмене решения Талицкого районного суда Свердловской области от 03 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 июля 2019 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятые судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Судом первой инстанции установлено, что Кудринских В.А. проходил службу в органах внутренних дел с 16 июня 1997 года по 11 октября 2018 года, уволен со службы пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации... " по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В соответствии с приказом об увольнении выслуга лет истца на дату увольнения составила в календарном исчислении 23 года 03 месяца 11 дней, в льготном исчислении - 30 лет 10 месяцев 18 дней.
Периоды службы истца в должности "данные изъяты" с 01 января 2001 года до 01 сентября 2002 года, с 15 апреля 2003 года до 01 мая 2003 года, с 01 мая 2004 года до 01 июня 2004 года, в должности "данные изъяты" с 01 сентября 2002 года до 15 апреля 2003 года; с 01 мая 2003 года до 01 мая 2004 года, с 01 июня 2004 года до 01 сентября 2004 года зачтены в выслугу в календарном исчислении.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", установив, что в спорные периоды Кудринских В.А. проходил службу в ИВС отдела полиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, пришел к правильному выводу о том, что данные периоды службы подлежат зачету в выслугу в льготном исчислении, а в связи с увеличением продолжительности выслуги подлежит перерасчету и размер его пенсии.
С данным выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 N 4468 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690 в подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" был введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета 1 месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 года, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 01 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, в редакции на дату его вынесения, были предусмотрены милиционеры, старший конвоя ИВС непосредственно осуществляющие в соответствии с должностными инструкциями функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о неверном исчислении ответчиками выслуги истца в период с 01 января 2001 года по 01 сентября 2004 года в должностях "данные изъяты" основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы представителя ответчика о том, что в спорный период времени истец нес службу в должностях, не предусмотренных Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 года N 868, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Действующие в спорный период нормативные акты - подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690, а также Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, в редакции, действовавшей до 03 августа 2006 года, единственным условиям для льготного исчисления выслуги лет милиционерам и старшим конвоя ИВС предусматривал непосредственно осуществляющие в соответствии с должностными инструкциями функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, условий относительно выполнения обязанностей в определенном подразделении в структуре ИВС, законодатель не предусматривал.
То обстоятельство, что приказ МВД России от 09 октября 2004 года N 640 на момент выхода истца на пенсию утратил силу, правового значения не имеет. Ссылки подателя жалобы в этой части, как правильно указали суды, правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
Решение Талицкого районного суда Свердловской области от 03 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Талицкому району Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.