Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-164/2019 по иску Нерсесян Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области на решение Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 15 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М, судебная коллегия
установила:
Нерсесян Е.В. обратилась в суд c иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее по тексту - УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения пенсионного органа от 04 августа 2015 года N 816400/15 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 19 сентября 1989 года по 20 октября 1991 года в должности "данные изъяты", с 21 октября 1991 года по 31 августа 1995 года в должности "данные изъяты", включая учебные отпуска с 01 июня 1990 года по 14 июня 1990 года, с 15 июня 1990 года по 13 июля 1990 года, с 02 января 1991 года по 11 января 1991 года, с 22 марта 1991 года по 30 марта 1991 года, с 10 июня 1991 года по 04 июля 1991 года, с 11 января 1993 года по 22 января 1993 года, с 15 апреля 1993 года по 29 апреля 1993 года, с 14 июня 1993 года по 28 июня 1993 года, 04 января 1994 года по 19 января 1994 года, с 04 апреля 1994 года по 16 апреля 1994 года, с 13 июня 1994 года по 28 июня 1994 года, с 10 января 1995 года по 20 января 1995 года, с 10 марта 1995 года по 19 марта 1995 года, возложении на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 июня 2015 года.
В обоснование заявленных требований Нерсесян Е.В. ссылалась на то, что 29 июня 2015 года обратилась в УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области c заявлением o досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии c пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 04 августа 2015 года N 816400/15 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии c пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. В ее специальный стаж пенсионный орган не засчитал периоды ее работы с 19 сентября 1989 года по 20 октября 1991 года в должности "данные изъяты", с 21 октября 1991 года по 31 августа 1995 года в должности воспитателя "данные изъяты", включая учебные отпуска, поскольку наименование ее должностей не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Нерсесян Е.В. считает решение УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 04 августа 2015 года N 816400/15 незаконным, поскольку на момент обращения в пенсионный орган за досрочным назначением страховой пенсии по старости у ней имелся стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей более 25 лет, действовавшим в период ее работы Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 были предусмотрены должности библиотекаря в библиотеке и воспитателя в общежитии, являвшихся структурными подразделениями училища; периоды учебных отпусков подлежат включению в специальный стаж в связи с тем, что в эти периоды за ней сохранялось рабочее место и заработная плата.
Решением Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 15 января 2019 года за Нерсесян Е.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях"; на УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области возложена обязанность включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Нерсесян Е.В. с 19 сентября 1989 года по 20 октября 1991 года в должности "данные изъяты", с 21 октября 1991 года по 31 августа 1995 года в должности "данные изъяты", включая учебные отпуска с 01 июня 1990 года по 14 июня 1990 года, с 15 июня 1990 года по 13 июля 1990 года, с 02 января 1991 года по 11 января 1991 года, с 22 марта 1991 года по 30 марта 1991 года, с 10 июня 1991 года по 04 июля 1991 года, с 11 января 1993 года по 22 января 1993 года, с 15 апреля 1993 года по 29 апреля 1993 года, с 14 июня 1993 года по 28 июня 1993 года, 04 января 1994 года по 19 января 1994 года, с 04 апреля 1994 года по 16 апреля 1994 года, с 13 июня 1994 года по 28 июня 1994 года, с 10 января 1995 года по 20 января 1995 года, с 10 марта 1995 года по 19 марта 1995 года, за исключением трех дней отпуска без сохранения заработной платы 10 февраля 1993 года, с 20 марта 1995 года по 21 марта 1995 года, отменено решение УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 04 августа 2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области возложена обязанность назначить Нерсесян Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей по пункту19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 июня 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, представитель ответчика не явились, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
B соответствии c пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), c учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии co статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии c подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, c учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии co статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии co статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") предусматривал наименование учреждений "библиотеки", должности - "библиотекари"; наименований учреждений "техникумы и другие средние специальные учебные заведения, училища профессионально-технического образования других систем (кроме высших учебных заведений)", должности - "воспитатели".
Согласно инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И, в библиотеках право на пенсию за выслугу лет имеют заведующие и библиотекари. В срок выслуги лет засчитывается время работы заведующим и библиотекарем во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности - в школьных, детских, в библиотеках учреждений, организаций (пункт 2.7).
В стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально - технического образования, во внешкольных детских учреждениях и другие. К работе по специальности относится: в средних специальных и профессионально - технических учебных заведениях - работа в качестве директора, его заместителя по учебной (учебно - воспитательной) работе, мастера (инструктора) производственного обучения, воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения) и т.д. (пункт 3.2).
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, предусмотрены воспитатели профессионально-технических учебных заведений всех типов и наименований, средних специальных учебных заведений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Нерсесян Е.В, "данные изъяты" года рождения, работала в период с 19 сентября 1989 года по 20 октября 1991 года "данные изъяты", с 21 октября 1991 года по 31 августа 1995 года - "данные изъяты" г.Нижний Тагил Свердловской области.
Библиотека и общежитие являлись структурными подразделениями среднего профессионально - технического училища N 135.
04 августа 2015 года Нерсесян Е.В. обратилась в УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области c заявлением o досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 04 августа 2015 года N 816400/15 Нерсесян Е.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету пенсионным органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 составил 20 лет 00 месяцев 09 дней, величина ИПК -73, 636.
В специальный стаж истца пенсионным органом не включены периоды работы с 19 сентября 1989 года по 20 октября 1991 года "данные изъяты", с 21 октября 1991 года по 31 августа 1995 года "данные изъяты" в связи с тем, что наименование должностей не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Нерсесян Е.В, суд первой инстанции, установив, что действующим в спорные периоды работы истца постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" были предусмотрены должности и учреждения, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей; действовавшим в период после 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года также была предусмотрена должность воспитателя в средних специальных учебных заведениях, в спорные периоды учебные отпуска предоставлялись с сохранением рабочего места и заработной платы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы; установив, что с учетом спорных периодов на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истца превышает требуемые 25 лет, пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии с даты обращения к ответчику.
Отклоняя заявленное ответчиком ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд указал, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным отношениям, вытекающим из законодательства о социальном обеспечении, не применимы; пенсионным законодательством срок обращения за назначением пенсии не ограничен.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что наименование должностей "библиотекарь" и "воспитатель общежития" Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено; Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, утратило силу с 01 октября 1993 года, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно применили к спорным правоотношениям правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 15 июня 1998 года N 18 - П и от 29 января 2004 года N 2- П, положения постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, о возможности последовательного применения нормативных актов, действовавших в периоды работы истца, этими нормативными актами, в том числе действовавшими после 1 января 1992 года (после утраты силы постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) были предусмотрены должности, которые занимала истец в спорные периоды.
Доводы кассационной жалобы УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о том, что применяя к спорным правоотношениям Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, суды первой и апелляционной инстанций не учли недоказанность юридически значимого обстоятельства, что библиотека и общежитие, в которых работала истец, были выделены в штате училища в качестве структурного подразделения, представленная архивная справка Нижнетагильского строительного колледжа о том, что библиотека и общежитие являлись структурными подразделениями среднего профессионально - технического училища N 135, не содержит оснований выдачи, поэтому не могла быть принята в качестве доказательства; не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела основаны на исследованных доказательствах в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательств приведена в судебных постановлениях.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы УПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о том, что при разрешении заявления о пропуске истцом срока исковой давности суды неправильно истолковали закон и не применили к спорным правоотношениям общий срок исковой давности 3 года, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащий исчислению с даты извещения истца о принятом решении (27 августа 2015 года), не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. Как правильно указали судебные инстанции в оспариваемые судебных актах, к спорным правоотношениям о праве на пенсионное обеспечение нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 15 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации о городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.