Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-383/2019 по иску Корнеевой Аллы Венедиктовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты - Мансийске Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, по кассационной жалобе Корнеевой Аллы Венедиктовны на решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М, судебная коллегия
установила:
Корнеева А.В. обратилась в суд c иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты - Мансийске Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - УПФР в городе Ханты - Мансийске ХМАО-Югры) о возложении на ответчика обязанности зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы с 02 октября 1995 года по 07 июня 1999 года в органах Министерства Внутренних дел Российской Федерации и досрочно назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" c 10 мая 2018 года.
B обоснование заявленных требований Корнеева А.В. ссылалась на то, что обратилась в УПФР в городе Ханты - Мансийске ХМАО - Югры c заявлением o досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии c п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в городе Ханты - Мансийске ХМАО - Югры от 27 декабря 2018г. N 1144 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии c п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В ее специальный стаж пенсионный орган не засчитал период ее службы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 02 мая 1995 года по 06 июня 1999 года в органах Министерства Внутренних дел Российской Федерации.
Корнеева А.В. считает отказ УПФР в городе Ханты - Мансийске ХМАО - Югры в зачете в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода прохождения службы в органах МВД России незаконным, поскольку в период прохождения службы ей выплачивалась надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, из органов МВД России она уволилась, не достигнув пенсионного возраста, установленного для сотрудников органов внутренних дел; с учетом спорного периода ее стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет более 20 лет, что дает право на назначение досрочной пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2019 года в удовлетворении исковых требований Корнеевой А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Корнеева А.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, представитель ответчика не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Корнеева А.В, ДД.ММ.ГГГГ, в период с 02 октября 1995 года по 07 июня 1999 года проходила службу в Управлении внутренних дел Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
11 декабря 2018 года Корнеева А.В. обратилась в УПФР в городе Ханты - Мансийске ХМАО - Югры c заявлением o досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в городе Ханты - Мансийске ХМАО - Югры от 27 декабря 2018 года N 1144 Корневой А.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Специальный стаж Корнеевой А.В, учтенный пенсионным органом, составил 16 лет 06 месяц 23 дня как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что соответствует 12 годам 05 месяцам 02 дням работы в районах Крайнего Севера, общий страховой стаж определен в 28 лет 01 месяц 01 день, пенсионным органом установлено, что право на страховую пенсию у Корнеевой А.В. возникнет по достижении возраста 52 лет, то есть с 10 мая 2020 года.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж Корнеевой А.В. период прохождения службы в органах внутренних дел со 02 октября 1995 года по 07 июня 1999 года в органах Министерства Внутренних дел Российской Федерации со ссылкой на то, что указанный период подлежит включению только в страховой стаж.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению по данному делу, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода службы Корнеевой А.В. в органах внутренних дел в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и установив, что у Корнеевой А.В. отсутствует требуемая для назначения досрочной пенсии по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность специального стажа (15 лет в районах Крайнего Севра либо 20 лет в приравненных к ним местностях) на дату достижения возраста 50 лет (10 мая 2018 года), пришел к выводу об отсутствии у Корнеевой А.В. права на пенсию с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 12 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В силу ч.4 ст.30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войн.
Таким образом, период прохождения службы в органах внутренних дел включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы истца Корнеевой А.В. о том, что судами первой и апелляционной инстанций не применены к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", на основании которого в спорный период прохождения службы ей выплачивалась северная надбавка; не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. Нормами данного Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4520-1 не регулируется вопрос о включении в специальный стаж для назначения пенсии по закону "О страховых пенсиях" периодов прохождения службы в органах внутренних дел.
Доводы кассационной жалобы истца Корнеевой А.В. о том, что судами неверно истолкованы положения п.1 ч.1 ст.12 и п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие включение в стаж периодов прохождения службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. Данные положения Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приведенные выше, не предусматривают включение в специальный стаж для назначения пенсии по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ периодов службы в органах внутренних дел.
Доводы кассационной жалобы Корнеевой А.В. о том, что судами не дана оценка ее доводам о тождественности гражданской работы и службы, о постоянной занятости в период прохождения службы на территории г.Ханты-Мансийска, отнесенного к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, о перечислении в период службы страховых взносов в Пенсионный фонд России, о необеспечении ее пенсией по линии МВД, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку указанные обстоятельства правового значения для данного дела не имеют и основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корнеевой Аллы Венедиктовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.