Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Ковалёвой Ю.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
административный материал N М-63/2019 по частной жалобе Осмачкина А.Н. на определение судьи Липецкого областного суда от 31 октября 2019 года об оставлении без движения административного искового заявления Осмачкина А.Н. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, установил:
30 октября 2019 года Осмачкин А.Н, находящийся в местах лишения свободы, обратился в Липецкий областной суд с иском о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по уголовному делу N.
Определением судьи Липецкого областного суда от 31 октября 2019 года административное исковое заявление оставлено без движения как не соответствующее требованиям статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Осмачкин А.Н. просит определение судьи от 31 октября 2019 года отменить, как незаконное, необоснованное, указывая на то, что при вынесении определения судьёй не были учтены его ходатайства об оказании содействия в сборе документов, поскольку он является осуждённым и не имеет возможности предоставить необходимые документы суду, о не возможности предоставления копии административного искового заявления, по причине ограничения в письменных принадлежностях. Считает своим правом указывать любые реквизиты для перечисления денежных средств, в случае удовлетворения его требований.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья первой инстанции, исходил из того, что в заявлении не содержатся сведений: о дате подачи заявления о преступлении; об общей продолжительности производства, исчисляемого со дня подачи заявления до дня обращения с иском в суд; о решении по уголовному делу, принятого на момент обращения в суд; реквизиты банковского счёта лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; не представлены копии административного искового заявления для лиц участвующих в деле; в административном исковом заявлении содержатся взаимоисключающие требования о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и о взыскании компенсации морального и физического (утрату здоровья) вреда.
Для обеспечения прав на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее- Федеральный закон от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрены специальные нормы, определяющие требования к оформлению административного искового заявления и перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В статье 255 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что если административное исковое заявление о присуждении компенсации подано с нарушением установленных статьёй 252 данного Кодекса требований к форме и содержанию административного искового заявления о присуждении компенсации, к приложенным документам, судья выносит определение об оставлении административного искового заявления о присуждении компенсации без движения.
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по предъявленному административному исковому заявлению оформляется и подаётся в суд в соответствии со статьёй 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации форма административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 данного Кодекса.
В административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление о присуждении компенсации;
2) наименование лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием его процессуального положения, места нахождения или места жительства, наименования ответчика и других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
3) сведения о судебных актах, принятых по делу, наименования судов, рассматривавших дело, предмет спора или ставшие основанием для возбуждения уголовного дела обстоятельства, сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов;
4) общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемая со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу либо с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства либо общая продолжительность производства по исполнению судебного акта;
5) общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу, по которому принято решение о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, исчисляемая со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по указанному основанию;
6) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебных актов;
7) доводы лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием основания для присуждения компенсации и её размера;
8) обстоятельства, известные лицу, подающему административное исковое заявление о присуждении компенсации, и свидетельствующие о бездействии прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя путём нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения заявления, сообщения о преступлении, в том числе в связи с неоднократной или несвоевременной отменой решения об отказе в возбуждении уголовного дела или решения о возбуждении уголовного дела, или приостановлением предварительного расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого в совершении преступления, или прекращением уголовного дела или уголовного преследования, либо о недостаточности, несвоевременности или неэффективности мер, принятых органом, осуществляющим предварительное расследование по уголовному делу, для установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
9) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и их значимость для лица, подающего административное исковое заявление;
10) реквизиты банковского счёта лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Оставляя без движения административное исковое заявление Осмачкина А.Н, судья суда первой инстанции верно пришёл к выводу, что оно не соответствует требованиям статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". В нём не указаны сведения о дате подачи заявления о преступлении, об общей продолжительности производства, исчисляемого со дня подачи заявления до дня обращения с иском в суд; о решении по уголовному делу, принятого на момент обращения в суд; реквизиты банковского счёта лица, подающего административное исковое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; указаны взаимоисключающие требования о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или исполнение судебного акта в разумный срок и о взыскании компенсации морального и физического (утрату здоровья) вреда.
Вместе с тем, оставляя административное исковое заявление без движения, судья также указал на не исполнения Осмачкиным А.Н. обязанности по предоставлению копий заявлений для лиц, участвующих в деле.
Однако, исходя из положений статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законодатель не возлагает на административного истца обязанность по предоставлению копий административного иска для лиц, участвующих в деле, в связи с чем данный довод судьи является ошибочным, это не препятствовало рассмотрению административного иска и поэтому указанный довод подлежит исключения из мотивировочной части.
В целом же вышеизложенное свидетельствуют о том, что у судьи имелись основания для оставления административного искового заявления без движения ввиду несоответствия нормам процессуального права и Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, поэтому административное исковое заявление обоснованно оставлено без движения.
Оснований для отмены оспариваемого определения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определил:
определение судьи Липецкого областного суда от 31 октября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу Осмачкина А.Н. - без удовлетворения, исключив из мотивировочной части определения судьи указание на непредоставление копий административного иска, как основание для оставления административного искового заявления без движения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.