ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело N 2а-1256/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 19 ноября 2019 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Монмаря Д.В, Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 мая 2019 года, по административному делу по административному исковому заявлению Плетнева В.В. к администрации г. Сочи о признании незаконным решения, признании утвержденной схемы расположения земельного участка, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка из земельного участка, находящегося в собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, объяснения Плетнева В.В, представителя по доверенности Буленкова, суд
установил:
Плетнев В.В. (далее - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г..Сочи, в котором просил: признать незаконным решение административного ответчика от 16 июня 2018 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка общей площадью 180 кв. м, расположенного "адрес" в кадастровом квартале N, из которого: земельный участок площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости; земельный участок, площадью 50 кв. м, находящийся в муниципальной собственности "адрес", сведения о местоположении границ которого учтены в государственном кадастре недвижимости под номером N (далее - земельный участок с кадастровым номером N), и земельного участка с кадастровым номером N (далее - земельный участок с кадастровым номером N) площадью 350 кв. м, принадлежащего на праве частной собственности Плетневу В.В.; признать утвержденной схему расположения участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка площадью 530 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, выполненную МУП г..Сочи " "данные изъяты"", путем перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности в границах кадастрового квартала N площадью 180 кв. м, из которого: земельный участок площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости; земельный участок, площадью 50 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, сведения о местоположении границ которого учтены в государственном кадастре недвижимости под номером N, и земельного участка с кадастровым номером N площадью 350 кв. м; обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений
заключить соглашение о перераспределении земельного участка площадью 180 кв. м, расположенного по "адрес" в кадастровом квартале N, из которого земельный участок площадью 130 кв. м, находящийся в ведении администрации г..Сочи, из земель неразграниченной государственной собственности, и земельный участок площадью 50 кв. м с кадастровым номером N - муниципальная собственность на который зарегистрирована, и земельного участка с кадастровым номером N площадью 350 кв. м по указанному адресу, находящегося у заявителя в частной собственности.
В обоснование требований указал, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 350 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером N площадью 50 кв. м, предоставлен Плетневу В.В. на условиях аренды, что подтверждается договором о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N N от 9 января 2001 года, зарегистрированного учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26 января 2001 года. Земельный участок площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, фактически занимает административный истец. На испрашиваемых земельных участках расположены жилой дом и ограждения, которые также принадлежат Плетневу В.В. Административный истец обратился в ГАУ "МФЦ Краснодарского края" с заявлением по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности. Письмом Департамента архитектуры, градостроительства администрации г. Сочи от 14 июня 2018 года N Плетневу В.В. отказано в удовлетворении его заявления на основании п.п. 1 п. 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 24 сентября 2015 года N2753 (далее - Административный регламент), по причине того, что заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков подано в случае, не предусмотренном п. 12 Административного регламента. Заявитель считает данный отказ незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 февраля 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 мая 2019 года решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении в части административных исковых требований. Суд: признал незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края от 16 июня 2018 года об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка общей площадью 180 кв. м, расположенного по "адрес" в кадастровом квартале N; обязал администрацию города Сочи устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Плетнева В.В. путем повторного рассмотрения и принятия решения о заключении соглашения о перераспределении спорного земельного участка общей площадью 180 кв. м. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика по доверенности Гишева Н.В. просит отменить апелляционное определение от 28 мая 2019 года, решение суда первой инстанции от 11 февраля 2019 года оставить без изменения. Основанием к отказу в оказании муниципальной услуги послужил факт того, что согласно представленной схеме образование земельного участка предусматривается путем объединения, что в соответствии с п.п. 1 п.31 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Земельный участок, предполагаемый к перераспределению, стоит на государственном кадастровом учете (с кадастровым номером N) и зарегистрировано право собственности муниципального образования. В данном случае, отсутствуют основания преобразования земельного участка путем перераспределения, так как земельный участок образуется в результате объединения (статья 39.38 Земельного кодекса российской Федерации - далее ЗК РФ).
Плетневым В.В. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых просит апелляционное определение оставить в силе. Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Определением судьи от 22 октября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Плетневу В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 350 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 50 кв. м находится в собственности муниципального образования "адрес" и предоставлен в аренду Плетневу В.В. с видом разрешенного использования "индивидуальные жилые дома" на 49 лет.
Сведения о разграничении права государственной собственности в отношении земельного участка площадью 130 кв. м. отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Данный земельный участок площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, фактически занимает административный истец.
На испрашиваемых земельных участках расположены жилой дом и ограждения, которые принадлежат административному истцу.
С заявлением по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" обратился Плетнев В.В. в ГАУ "МФЦ Краснодарского края" 24 мая 2017 года. В заявлении просил перераспределить земельный участок с кадастровым номером N по "адрес".
К заявлению административный истец представил схему расположения земельного участка, где предлагалось образование земельного участка площадью 530 кв.м из состава земельных участков с кадастровыми номерами N, N и земель неразграниченной муниципальной собственности кадастрового квартала N.
Письмом Департамента архитектуры, градостроительства администрации г. Сочи (далее - административный ответчик, уполномоченный орган) от 14 июня 2018 года N N Плетневу В.В. отказано в удовлетворении его заявления на основании п.п. 1 п. 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 24 сентября 2015 г. N 2753 (ред. от 05 июля 2017 г.) (далее - Административный регламент), по причине того, что заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков подано в случае, не предусмотренном п. 12 Административного регламента.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных законом оснований для признания за административным истцом права на заключение соглашения о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка, находящегося у административного истца на правах аренды, с кадастровым номером N, и фактически занимаемого земельного участка площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, а также удовлетворения производных от них иных требований у Плетнева В.В, не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя в части административные исковые требования Плетнева В.В, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку на испрашиваемых земельных участках (кадастровый номер N площадью 350 кв. м, кадастровый номер N площадью 50 кв. м, кадастрового квартала N площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю) расположены жилой дом и ограждения, которые принадлежат на праве собственности Плетневу В.В.; земельный участок площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю находится на территории "адрес", администрация города Сочи в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является уполномоченным лицом на распоряжение этим земельным участком, в том числе и путем перераспределения. Площадь земельных участков, находящихся в собственности Плетнева В.В, в случае заключения соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, что соответствует положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. У уполномоченного органа - департамента архитектуры, градостроительства администрации г. Сочи не было оснований, предусмотренных пунктами 9, 10, 14 статьи 39.28 ЗК РФ для отказа Плетневу В.В. в заключение соглашения о перераспределении испрашиваемых земельных участков.
Уполномоченный орган не предоставил ни одного основания отказа в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренных пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ, сославшись в письме департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края от 14 июня 2018 г. лишь на основание для отказа, предусмотренное п.п. 1 п. 31 Административного регламента, по причине того, что заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков подано в случае, не предусмотренном п. 12 Административного регламента.
Отказ, изложенный в письме уполномоченного органа от 14 июня 2018 года, не соответствует пунктам 9, 10, 14 статье 39.28 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает правильными выводы суда апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспаровамые действия (бездействия).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу пункта 1 статьи 3.3 Закон N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Ссылаясь на приведенные нормы права, апелляционная инстанция правильно определила, что поскольку земельный участок площадью 130 кв. м. из земель неразграниченной государственной собственности на землю находится на территории муниципального образования город Сочи, то администрация города Сочи является уполномоченным лицом на распоряжение этим земельным участком.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1 и 3 статьи 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что несмотря на то, что в пункте 12 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 24 сентября 2015 года N 2753, в качестве наименование муниципальной услуги указана только такая услуга, как "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" и не указана услуга о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, у уполномоченного органа отсутствовали основания для принятия решения об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Перераспределение же земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в силу пунктов 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 39.27, п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с участками, находящимися в собственности граждан для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Ссылаясь на вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку на испрашиваемых земельных участках (кадастровый номер N площадью 350 кв. м, кадастровый номер N площадью 50 кв. м, кадастровый квартал номер N площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю) расположены жилой дом и ограждения, которые принадлежат на праве собственности Плетневу В.В.; земельный участок площадью 130 кв. м из земель неразграниченной государственной собственности на землю находится на территории "адрес", администрация города Сочи в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является уполномоченным лицом на распоряжение этим земельным участком, в том числе и путем перераспределения. Площадь земельных участков, находящихся в собственности Плетнева В.В, в случае заключения соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, что соответствует положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. У уполномоченного органа - департамента архитектуры, градостроительства администрации г. Сочи не было оснований, предусмотренных пунктами 9, 10, 14 статьи 39.28 ЗК РФ для отказа Плетневу В.В. в заключение соглашения о перераспределении испрашиваемых земельных участков.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 39.28 ЗК РФ решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Приведенные административным ответчиком в кассационной жалобе доводы, по существу, свидетельствуют о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке представленных в материалы дела доказательств.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанций не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 мая 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г. Сочи без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.