Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Лозовой Н.В. и Брянского В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Викентьевой В.И. к администрации муниципального образования Апшеронский район о признании права на получение мер социальной поддержки по кассационной жалобе Викентьевой В.И. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Викентьева В.И. (далее - истец) обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края (далее - ответчик) о признании ее, как постоянно проживающей по адресу "адрес", пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, и признать за ней право на получение мер социальной поддержки.
В обоснование иска истец указал, что, являясь гражданином Российской Федерации, постоянно проживает по адресу: "адрес". 24 - 25 октября 2018 года в Апшеронском районе произошла чрезвычайная ситуация, вызванная подтоплением ливневыми дождями, в результате чего пострадало жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности и в котором истец фактически проживал, утрачено имущество первой необходимости. Однако, не смотря поврежденное имущество он не был включен в списки на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края", ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Также, истец полагает, что имеет право на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, которая оказана не была, в связи с чем считает свои права нарушенными.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований о признании права на получении мер социальной поддержки отказано. Требование истца о признании права на получение мер государственной поддержки в денежной форме в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления, как незаконные. В обоснование жалобы указал, что ни одно из представленных ею доказательств о ее постоянном проживании в квартире судом первой и апелляционной инстанции не рассматривались, не анализировались и в судебном решении не отображены. Считает решение суда об оставлении ее требований о признании права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения без рассмотрения незаконным, поскольку обращался к ответчику с заявлением в свободной форме и получил отказ. Выводы судов о необходимости обращения с формализованным заявлением считает необоснованным, так как нормативными актами, регулирующими данный вопрос, така процедура не предусмотрена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
От Викентьевой В.И. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению, поскольку имеются основания для частичной отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует их материалов дела, что 24 - 25 октября 2018 года в Краснодарском крае произошла чрезвычайная ситуация (далее по тексту ЧС) из-за резкого подъема уровня воды в реках Краснодарского края, приведшая к подтоплению населенных пунктов.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Апшеронский район включена в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" (в редакции постановления губернатора Краснодарского края N 678 от 25 октября 2018 года, далее по тексту Постановление N 1022) определен Порядок оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее по тексту Порядок).
Порядок устанавливает процедуру и условия оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 2 Порядка граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на единовременную материальную помощь в размере "данные изъяты" на каждого пострадавшего человека, единовременную финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - "данные изъяты" на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - "данные изъяты" на человека).
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима ЧС следующих условий: постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства, нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Предоставление единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима ЧС следующих условий: постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства, утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости.
При этом критерием частичной утраты является приведение имущества первой необходимости (не менее трех предметов) в состояние, непригодное для дальнейшего использования, при полной утрате - всего находящегося в жилом помещении имущества первой необходимости в состояние непригодное для дальнейшего использования.
Имуществом первой необходимости для целей Порядка является минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного использования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающее в себя: предметы для хранения и приготовления пищи: холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды; предметы для приема пищи: стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна: кровать (диван); предметы средства информирования граждан: телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления: котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды, водонагреватель.
При отсутствии у граждан необходимых документов, подтверждающих право на получение выплат, предусмотренных Постановлением N1022, граждане могут быть включены в списки на основании принятых судебных решений, устанавливающих факт их постоянного проживания, признании его пострадавшим в результате ЧС, в целях получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (частичной или полной).
Викентьева В.И. гражданка Российской Федерации, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", зарегистрирована в "адрес"
Судом установлено, что в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года в Апшеронском районе Краснодарского края произошло подтопление указанного многоквартирного дома, в том числе "адрес".
Согласно выписке из реестра домовладений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением ливневыми дождями в Апшеронском районе по состоянию на 24-25 октября 2018 года следует, что дом N "адрес" в станице Кабардинская признан пострадавшим и находится в реестре под N 3595.
Из Акта обследования жилого помещения - "адрес", расположенной по указанному адресу и поврежденной в результате чрезвычайной ситуации, от 14 ноября 2018 года следует, что уровень воды в жилом помещении составлял 120 см, имущество (шкаф для одежды, стол, 2 холодильника, 2 кровати, пианино, стулья, телевизор, электроплита, кухонный стол) утрачено полностью.
Имущество, перечисленное в Акте, входит в перечень непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Согласно справке председателя ТОС, заверенной администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района 30 января 2019 года, Викентьева В.И. в момент наводнения 24 октября 2018 года по адресу: "адрес" не проживала. В повторно предоставленной справке председателя ТОС, заверенной администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района 30 января 2019 года, содержится информация, что Викентьева В.И. по вышеуказанному адресу появилась через 3 или 5 месяцев и проживала 1-2 месяца.
Из информации, содержащейся в рапорте участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Апшеронскому району от 3 февраля 2019 года, следует, что Викентьева В.И. на 23-25 октября 2018 года не проживала.
В связи с тем, что факт постоянного проживания Викентьевой В.И. по заявленному адресу на момент наводнения 24-25 октября 2018 года не доказан и не установлен, условия для представления истцу мер поддержки не соблюдены, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки.
Суд кассационной инстанции с выводами судов первой и апелляционной инстанции согласиться не может.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Краснодарского края следует, что проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Краснодарского края, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено, относятся единовременные денежные выплаты: "данные изъяты" на человека - единовременная материальная помощь; "данные изъяты" на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; "данные изъяты" на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Обязательными условиями для получения гражданами названных единовременных денежных выплат являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении.
Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
Судебные инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения, не установили с учётом подлежащих применению приведённых выше нормативных положений обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора о наличии или отсутствии у последней права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, а именно: проживал ли истец на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении; пострадало ли это помещение в результате чрезвычайной ситуации; утрачено ли частично или полностью имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении.
В нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции при наличии информаций о кратковременном периоде не проживания истца по месту нахождения жилого помещения, находящегося в собственности, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, в котором утрачено полностью имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, не включили их в предмет доказывания по делу и, соответственно, не дали этим обстоятельствам правовой оценки.
Отказывая Викентьевой В.И. в удовлетворении исковых требований по основаниям не проживания в квартире на момент чрезвычайной ситуации, судебные инстанции не приняли во внимание положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий.
Так, согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, арбитражный суд или третейский суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Викентьева В.И. в обоснование своих доводов кассационной жалобы указывает на невозможность проживания в квартире из-за предстоящих климатических явлений, в связи с чем выезд из квартиры носил временный характер для сохранения своей жизни и здоровья.
Принимая во внимание сообщения председателя ТОС Мартыновой Л.Н. и рапорт УУП ОМВД России по Апшеронскому району, в которых содержится информация только о том, что истец на момент чрезвычайной ситуации 24 октября 2018 года (информация ТОС), 23-25 октября 2018 года (информация УУП ОМВД России по Апшеронскому району), не проживала, то есть 3 дня, суды не выяснили местонахождение истца (инвалида 2 группы) в другой период времени, являлось ли его отсутствие по месту нахождения квартиры, собственником которой он является, временным и связанным с наличием уважительных на то причин. Также суды не установили принадлежность утраченного полностью имущества первой необходимости, находившегося в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности истцу, которое согласно представленным в гражданском деле документам, находится в реестре домовладений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации по состоянию на 24-25 октября 2018 года.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений в данной части и в связи с рассмотрением вопроса социального характера, связанного с мерами социальной поддержки и требующего быстрого разрешения, направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть всё приведённое выше и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям.
В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда суд кассационной инстанции считает правильным и обоснованным, а кассационная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального, и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
В соответствии с приведенным порядком списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае, осуществляющими отдельные государственные полномочия Краснодарского края, из числа граждан, лишившихся жилого помещения и представивших в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении в список по форме согласно приложению N1 к настоящему Порядку.
Как установилсуд первой инстанции, истец с формализованным заявлением согласно упомянутому Порядку в орган местного самоуправления не обращался, что указывает на правомерное оставление без рассмотрения соответствующего требования истца.
Выводы суда в данной части основаны на исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Поскольку доводы кассационной жалобы в данной части не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Викентьевой В.И. удовлетворить частично.
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Викентьевой В.И. о признании права на получение мер социальной поддержки отменить.
В отмененной части дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
В остальной части решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 5 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Лозовая
В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.