Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Косарева И.Э. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ранджич Людмилы Васильевны к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи о признании права на получение мер социальной поддержки по кассационным жалобам представителя по доверенностям администрации Адлерского внутригородского района города Сочи и администрации города Сочи, поступившим с делом 4 октября 2019 года (поданным в суд первой инстанции 2 октября 2019 года), на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав представителя министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, судебная коллегия
установила:
Ранджич Людмила Васильевна обратилась в суд с иском к администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи об установлении факта постоянного проживания с апреля 2013 года по адресу: г. "адрес", признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями и ливнями 25 октября 2018 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи, введенной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р "О введении режима чрезвычайных ситуаций на территории Краснодарского края", признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, возложении обязанности включить ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и муниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, обращении решения суда к немедленному исполнению.
Требования обоснованы тем, что Ранджич Людмила Васильевна, зарегистрированная по адресу: г "адрес", с апреля 2013 года проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, по адресу: г. Сочи, с. Орел-Изумруд, ул. Петрозаводская, 26/1, кв. 3. В результате чрезвычайной ситуации - подтопления территории Адлерского района г. Сочи 24 и 25 октября 2018 года вышеуказанному жилому помещению и имуществу в нем причинен ущерб. На момент чрезвычайной ситуации истец не имела постоянной регистрации в данном помещении, в связи с чем, она лишена возможности реализовать свое право на получение мер социальной поддержки.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 ноября 2018 года иск Ранджич Людмилы Васильевны удовлетворен:
- установлен факт постоянного проживания Ранджич Людмилы Васильевны с апреля 2013 года по адресу: "адрес";
- Ранджич Людмила Васильевна признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями и ливнями 25 октября 2018 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи, введенной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р "О введении режима чрезвычайных ситуаций на территории Краснодарского края";
- за Ранджич Людмилой Васильевной признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей;
- на администрацию Адлерского внутригородского района г. Сочи возложена обязанность включить Ранджич Людмилу Васильевну в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и муниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки;
- решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представитель администрации Адлерского внутригородского района города Сочи и администрации города Сочи просит отменить решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года, считая их незаконными и необоснованными, указывая, что Ранджич Людмила Васильевна не имеет права на предоставление единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, поскольку постоянно зарегистрирована по месту жительства в Пермской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Из материалов дела усматривается, что Ранджич Людмила Васильевна с 20 сентября 2011 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 15 июля 2018 года Ранджич Людмила Васильевна зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес"1, кв. 3 на срок с 15 июля 2018 года по 14 июля 2023 года (л.д. 11).
Согласно выписке из ЕГРН от 15 мая 2018 года данная квартира расположена на первом этаже жилого дома и принадлежит Ранджич Людмиле Васильевне на праве собственности (л.д. 17).
Факт постоянного проживания Ранджич Людмилы Васильевны по вышеуказанному адресу на момент подтопления подтверждается справкой отдела полиции (Адлерский район) УВД по г. Сочи от 2 ноября 2018 года и справкой о проживании, выданной ООО "СочиГрадСервис" 25 октября 2018 года (л.д. 8-9).
Кроме того, факт повреждения имущества истца в результате подтопления, имевшего место 24 и 25 октября 2018 года, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: актами обследования жилого помещения (квартиры) и утраченного имущества, принадлежащих истцу, составленными выездной комиссией администрации Адлерского внутригородского района г. Сочи и управления ГО и ЗН администрации МО город-курорт Сочи 27 октября 2018 года, а также комиссионным актом управляющей компании ООО "СочиГрадСервис" от 25 октября 2018 года о последствиях подтопления квартиры истца (л.д. 10).
Удовлетворяя иск Ранджич Людмилы Васильевны, суд первой инстанции, исследовав и оценив вышеперечисленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно пришел к выводу о том, что имеются основания для предоставления Ранджич Людмиле Васильевне испрашиваемых мер социальной поддержки, поскольку она постоянно проживала в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории 24 и 25 октября 2018 года в результате сильных дождей и ливней.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с данными выводами, оставляя решение районного суда без изменения.
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 г. N 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" на территории муниципального образования город-курорт Сочи введен режим чрезвычайной ситуации, установлен региональный уровень реагирования на данную чрезвычайную ситуацию.
В силу положений абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I определено, что регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания-постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном
месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвёртый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Ввиду изложенного, доводы кассационных жалоб о том, что истец не имеет право на предоставление мер социальной поддержки, поскольку место ее постоянной регистрации не совпадает с регистрацией по месту пребывания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, несостоятельны.
Иных доводов кассационные жалобы не содержат.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление, вправе оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы представителя администрации Адлерского внутригородского района города Сочи и администрации города Сочи - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационные жалобы представителя администрации Адлерского внутригородского района города Сочи и администрации города Сочи оставить без удовлетворения.
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи И.Э. Косарев
Н.В. Бетрозова
Судья Машевец С.Ю.
ГСК Смирнов Е.А. - докл.
Лободенко К.В.
Морозова Н.А.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.