Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Танзаева Юрия Лазаревича, Танзаевой Алтынай Анатольевны на решение Верховного Суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 26 сентября 2019 года в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований по административному делу N 3а-37/2019 по административному исковому заявлению Танзаева Юрия Лазаревича, Танзаевой Алтынай Анатольевны к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Танзаев Юрий Лазаревич, Танзаева Алтынай Анатольевна обратились в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что истцам на праве собственности принадлежат здание магазина с кадастровым номером N, площадью 1048, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" и здание магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости здания магазина по состоянию на 14 мая 2014 года в размере 7 493 430, 28 руб. и здания магазина-кафе по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 1 557 171 руб, что значительно превышает рыночную стоимость указанных объектов недвижимости и не является достоверной кадастровой стоимостью. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта оценки - здания магазина по состоянию на 14 мая 2014 года составляет 3 680 700 руб, а здания магазина-кафе - 389 800 руб. Несоответствие кадастровой стоимости указанных зданий их рыночной стоимости создает угрозу нарушения прав и законных интересов административных истцов, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества является налоговой базой для исчисления налога на данное имущество. Ссылаясь на нормы Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Танзаев Ю.Л, Танзаева А.А. просили установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года административное исковое заявление Танзаева Ю.Л, Танзаевой А.А. удовлетворено частично; установлена кадастровая стоимость здания магазина с кадастровым номером N, площадью 1048, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 мая 2014 года - 3 680 700 руб. с указанием на то, что установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости; датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером N следует считать дату обращения административного истца в суд - 10 июля 2019 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления кадастровой стоимости здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 26 сентября 2019 года решение Верховного суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административными истцами ставится вопрос об отмене решения Верховного Суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 26 сентября 2019 года в части отказа в установлении на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на дату оценки - 25.11.2013 в размере 389 800 руб.; а также об установлении на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении здания магазина-кафе с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на дату оценки - 25.11.2013 в размере 389 800 руб.
В обоснование жалобы административные истцы ссылаются на нарушение судами норм процессуального права, которые привели к принятию незаконного решения в оспариваемой части. Полагают, что обращение в суд возможно не только за защитой права, которое уже нарушено, но и в том случае, когда существует реальная угроза их нарушения. Также считают, что судами нарушены нормы материального права, поскольку спорный объект недвижимости отвечает всем признакам, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда считает, что такие нарушения судами допущены.
Судами установлено, что Танзаев Ю.Л. и Танзаева Л.А. являются собственниками объектов недвижимого имущества, в том числе - здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого согласно сведениям ЕГРН установлена по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 1 557 171 руб, в то время как в соответствии с представленным административными истцами отчетом об оценке N N от 24 апреля 2019 года стоимость здания магазина-кафе с кадастровым номером N составляет 389 800 руб, что послужило основанием для обращения истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания, равного его рыночной стоимости со ссылкой на нарушение их прав как налогоплательщиков налога на имущество в отношении данного объекта.
Рассмотрев административный иск, суд первой инстанции отказал в установлении кадастровой стоимости названного здания, ссылаясь на то, что до 1 января 2020 года налог на имущество в отношении здания магазина-кафе с кадастровым номером N в силу действующего законодательства рассчитывается исходя из его инвентаризационной стоимости, в связи с чем права административных истцов не нарушены.
Суд апелляционной инстанции данный вывод поддержал.
Кассационный суд полагает выводы судов ошибочными.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Как отмечалось выше, обращаясь с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, административные истцы сослались на нарушение их прав как налогоплательщиков налога на имущество.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01 января 2015 года налоговая база в отношении объектов налогообложения должна определяться исходя из их кадастровой стоимости, а если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не установилединую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, то налоговая база может определяться исходя из инвентаризационной стоимости, но лишь до 01 января 2020 года.
При этом, как установлено пунктом 3 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, с 01 января 2015 года определяется только исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
К объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, относятся: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты, образованные в результате раздела перечисленных выше и других объектов после 1 января года налогового периода до включения их в соответствующие перечни объектов налогообложения очередного налогового периода.
Законом Республики Алтай от 24 июня 2019 года N 43-Р3 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Алтай порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложении" установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2020 года.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 21 декабря 2018 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.
Судами установлено, что здание магазина-кафе с кадастровым номером 04:09:021202:225 в Перечень не включено, что административными истцами не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание положения Решения Совета депутатов Улаганского сельского поселения от 20 ноября 2018 года N3-6 "О налоге на имущество физических лиц на 2019 год", пунктом 2 которого предусмотрено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, суды пришли к выводу о том, что действующий порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего административным истцам здания магазина-кафе не предусматривает определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем отказали в удовлетворении административного иска в названной части.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что административные истцы не лишены возможности обратиться в суд с административным исковым требованием об установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе в размере рыночной стоимости в налоговом периоде, в котором налоговая база по налогу на объект недвижимости будет определяться исходя их кадастровой стоимости
Между тем, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", отказ в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости препятствуют повторному обращению с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установленной на ту же дату, в отношении того же объекта недвижимости (пункт 2 части 1 статьи 134, статья 220 ГПК РФ, пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).
Однако названные положения действующего законодательства и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации о порядке их применения судами при принятии судебных постановлений в оспариваемой части не учтены.
Отказывая в установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, суды тем самым лишили административных истцов права на установление кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в дальнейшем, в том числе - с даты начала применения на территории Республики Алтай порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установленной Законом Республики Алтай от 24 июня 2019 года N 43-Р3 как 01 января 2020 года.
При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 26 сентября 2019 года в оспариваемой части подлежат отмене, дело - направлению в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе применительно к доводам административных истцов о том, что спорный объект недвижимости отвечает признакам, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Алтай от 26 сентября 2019 года в части отказа в установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости, отменить.
Направить административное дело в указанной части на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Алтай.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.