Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Мишиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шахматова Александра Олеговича, поступившую 22 октября 2019 года, на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 13 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 апреля 2019 года
по административному делу N 2а-107/2019 по административному исковому заявлению Шахматова Александра Олеговича о признании незаконным ответа Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" N 5825 от 23 июля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности по устранению нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
Шахматов А.О. обратился в Дивногорский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - МУК "УправЗем") N 5825 от 23 июля 2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности по устранению нарушения.
Требования мотивированы тем, что 2 июня 2017 года административный истец обратился с заявлением в администрацию Емельяновского района о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 19 726 кв.м, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Сообщением МКУ "УправЗем" N 5825 от 23 июля 2018 года ему было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункты 6, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть по основаниям расположения земельного участка на землях лесного фонда заказника краевого значения "Красноярский", предоставление земельного участка нарушит требования лесного законодательства.
Настаивает, что доказательств невозможности образования испрашиваемого земельного участка и расположения его на землях лесного фонда не представлено.
Полагает, что оспариваемый отказ подписан неуполномоченным лицом. Действия и.о. руководителя МКУ "УправЗем" не соответствуют законодательству.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 13 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Красноярского краевого суда от 29 апреля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Шахматовым А.О. ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе судей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения были допущены, что повлекло неправильные выводы суда.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ подписан в установленном порядке назначенным руководителем МКУ "УправЗем", которое исполняет функции администрации по вопросам местного значения в сфере регулирования земельных и имущественных отношений, архитектуры и градостроительства, осуществление муниципального лесного контроля, муниципального земельного контроля, в пределах компетенции, соответствует требованиям закона, поскольку испрашиваемый участок включен в проект границ лесопаркового пояса г. Красноярска, так как покрыт растительностью, является частью лесного массива, составляет единую экологическую систему, соответствует критериям, определенным в пункте 1 статьи 62.1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что суд обоснованно пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда, что подтверждается ответами Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, ответом Главы Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района, отказ дан уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела следует, что 31 мая 2017 года Шахматов А.О. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16) с приложением схемы расположения земельного участка.
Сообщением N 4348 от 26 июня 2017 года Шахматову А.О. было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого участка со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2017 года по делу N 2а-758/2017 указанное сообщение было признано незаконным, на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Шахматова А.О. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 19 726 кв.м.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 29 января 2018 года решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2017 года изменено в части возложенной обязанности, постановлено обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края повторно рассмотреть заявление Шахматова А.О.
При повторном рассмотрении сообщением Управления земельно - имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края от 23 июля 2018 года N 5825 Шахматову А.О. отказано в согласовании предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному пунктами 6 и 14 статьи 39.16, а также пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, с указанием на то, что земельный участок в кадастровом квартале "данные изъяты", площадью 19 726 кв.м, располагается в границах 1 кластера государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский", организованного на землях лесного фонда. Земельный участок расположен за пределами населенного пункта, в водоохранной зоне реки Караульная. Находится в зоне древесно - кустариниковой растительности. В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещено проведение сплошных рубок насаждений, а также ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства. Предоставление участка для ведения личного подсобного хозяйства нарушит требования лесного законодательства. Дополнительно сообщено, что начата работа по формированию границ лесопаркового зеленого пояса, в состав которого планируется включить земельные участки, покрытые зелеными насаждениями на территории, в том числе Емельяновского муниципального района. Предоставление земельных участков до окончания работ по формированию границ лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска приостановлено.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа).
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что на момент обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и на момент принятия оспариваемого отказа земельный участок был изъят из оборота или его оборот был ограничен. Выводы суда об обоснованности отказа по указанному основанию материалами дела не подтверждены. Не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что невозможно предоставление земельного участка на праве, указанном в заявлении. При этом в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, указанного в заявлении, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются на основании договоров аренды, заключаемых без проведения торгов.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 "Положения о государственном комплексном заказнике краевого значения "Красноярский", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 года N 196-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский" Государственный комплексный заказник "Красноярский" является особо охраняемой природной территорией краевого значения, организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом.
Доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда материалы дела не содержат. Согласно информации от 13 июля 2018 N МПР/7-10164 Министерства экологи и рационального природопользования Красноярского края, которое в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 14 сентября 2009 года N 477-п "О Порядке согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях" и утвержденным Порядком, является органом, уполномоченным принимать решение о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории, уточнение расположения земельного участка на землях лесного фонда возможно после получения географических координат угловых точек. Иных сведений о расположении испрашиваемого участка на землях лесного фонда материалы дела не содержат.
Не может являться доказательством расположения земельного участка на землях лесного фонда письмо Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 9 июня 2018 года N 478, поскольку орган местного самоуправления сельского поселения, которое не является органом, уполномоченным на управление землями лесного фонда.
Кроме того, согласно мотивировочной части указанного выше решения Дивногорского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2017 года, установлено, что не представлено доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда. Материалы настоящего дела таких доказательств также не содержат.
При указанных обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности отказа в связи с расположением земельного участка на землях лесного фонда обстоятельствам административного дела не соответствуют. Выводы о законности оспариваемого отказа в связи с наличием оснований, предусмотренных пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации материалам дела не подтверждаются и постановлены на основе неправильного применения норм материального права.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (часть 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разрешении заявленных требования судом не установлено и не дана оценка правовому режиму территории, из которой предстоит образовать испрашиваемый земельный участок, не установлена и не дана оценка категории земли и видам разрешенного использования, установленным в соответствии с зонированием территории, в связи с чем выводы суда правомерности отказа по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не основаны на материалах дела.
Не установлены обстоятельства и не дана оценка при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций доводам административного ответчика об отказе по основанию нарушения требований статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 июля 2019 года) в связи с нахождением земельного участка в водоохранной зоне реки Караульная.
Вместе с тем, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются, в частности, проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства (пункты 1 и 3 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 июля 2019 года).
В нарушение требования подпункта "в" пункта 3 и пункта 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не были установлены основания для принятия оспариваемого отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не дана оценка соответствия содержания отказа нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, которые являлись предметом рассмотрения административным ответчиком.
Согласно части 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Полагая законным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с проведением работ по созданию лесопаркового зеленого пояса в соответствии с постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 7 июня 2018 года N 5-1724П "О создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска" судом не установлено и не дана оценка обстоятельствам, связанным с включением испрашиваемого земельного участка в лесопарковый зеленый пояс, границы которого на момент рассмотрения заявления и разрешения спора судом не установлены. Соответственно не установлено наличия оснований для применения к испрашиваемому земельному участку ограничений природопользования и хозяйственной деятельности, установленных для территорий лесопарковых зеленых поясов.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанции не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, выводы суда, изложенные в судебных актах, обстоятельствам дела не соответствуют, допущено нарушение норм материального и процессуального права, имеются основания для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 13 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 апреля 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.