Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Шефер И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-1033/2019 (УИД 55RS0006-01-2019-000914-77) по иску Игнатенко Марины Викторовны к публичному акционерному обществу "Омский каучук" о признании незаконной в части карты специальной оценки условий труда, обязании внести в карту специальной оценки условий труда изменения, обязании внести корректировку в сведения индивидуального лицевого счета
по кассационной жалобе Игнатенко Марины Викторовны на решение Советского районного суда г. Омска от 29 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 июля 2019 г.
путем видеоконференц-связи при содействии Омского областного суда
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.А, выслушав объяснения Игнатенко М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя публичного акционерного общества "Омский каучук" Петрука Е.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Игнатенко Марина Викторовна (далее по тексту - Игнатенко М.В.) обратилась в Советский районный суд г. Омска к публичному акционерному обществу "Омский каучук" с иском о признании незаконной в части карты специальной оценки условий труда, обязании внести в карту специальной оценки условий труда изменения, обязании внести корректировку в сведения индивидуального лицевого счета.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска, автономное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Центр охраны труда".
Решением Советского районного суда г. Омска от 29 мая 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 июля 2019 г, в удовлетворении исковых требований Игнатенко М.В. отказано.
Игнатенко М.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
В обоснование кассационной жалобы Игнатенко М.В. указывает, что апелляционным судом дело не рассматривалось в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе. Установив факт работы во вредных условиях, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для возложения обязанности по корректировке данных индивидуального лицевого счета не основаны на законе. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проведена с нарушениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Суды первой и апелляционной инстанций не установили всех необходимых обстоятельств для правильного разрешения спора. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе, пояснениях на возражения кассационной жалобы.
Публичное акционерное общество "Омский каучук" в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, решение Советского районного суда г. Омска от 29 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 июля 2019 г. считает законными и обоснованными, принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска, автономное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Центр охраны труда", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Игнатенко М.В. состояла в трудовых отношениях с публичным акционерным обществом "Омский каучук" с 10 марта 2005 г. по 9 января 2018 г. в качестве контрольного мастера смены в Отделе технического контроля (ОТК).
На основании результатов аттестации рабочего места контрольного мастера смены публичного акционерного общества "Омский каучук" (848) в 2008 г. условия труда работников были признаны вредными (3 класс 1 степень), в карте аттестации N N определено право на льготное пенсионное обеспечение (при выполнении работ во вредных и тяжелых условиях труда полный рабочий день) - Список N 2, вид производства X "Химическое производство", позиция должности - 2110А030-17531.
В 2015 г. рабочее место контрольного мастера смены производств бутадиена публичного акционерного общества "Омский каучук" вновь было аттестовано. По результатам аттестации, отраженной в карте специальной оценки условий труда от 14 сентября 2015 г. N N, установлен итоговый класс условий труда с учетом факторов производственной среды и трудового процесса - 2 (допустимый) в связи с отсутствием фактических значений идентифицированных производственных факторов (химический фактор, световая среда, тяжесть трудового процесса) над их нормативами, в строке 040 карты "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте" право на досрочное назначение трудовой пенсии не установлено.
С результатами оценки условий труда Игнатенко М.В. была ознакомлена в 2015 г.
Работодатель Игнатенко М.В. публичное акционерное общество "Омский каучук" относительно характера условий ее труда отчитывался в пенсионный орган без указания кода льготных условий назначения пенсии, страховые взносы по дополнительному тарифу не перечислялись.
9 января 2018 г. Игнатенко М.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска от 22 января 2018 г. N N Игнатенко М.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности льготной работы по Списку N 2.
Не согласившись с решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска от 22 января 2018 г. N N Игнатенко М.В. оспорила его в судебном порядке (дело N 2-379/2019).
Судом по делу N 2-379/2019 была назначена государственная экспертиза условий труда. Согласно экспертному заключению государственной экспертизы условий труда на рабочем месте контрольного мастера за продуктами производств бутадиена и каучуков, оргсинтеза ОТК публичного акционерного общества "Омский каучук" от 20 февраля 2019 г. N N, работа, выполняемая Игнатенко М.В. в оспариваемый период с 10 марта 2005 г. по 9 января 2018 г. являлась работой с вредными условиями труда, предусмотренной пунктом 3, подраздела "А", раздела X "Химическое производство", позицией 2110А030-1754б Списка N 2 от 1991 г. при условии выполнения указанных в Списке работ не менее 80 % рабочего времени. При этом в соответствии с частью 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в оспариваемый период с 1 января 2013 г. по 9 января 2018 г. может быть засчитан в льготный стаж при условии установления на рабочем месте Игнатенко М.В. (контрольный мастер смены за продуктами производств бутадиена и каучуков, оргсинтеза в ОТК) вредного (и) или опасного класса условий труда (3.1. 3.2, 3.3, 3.4, 4) по результатам специальной оценки условий труда или по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, действующим в настоящее время и начисления уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.
Игнатенко М.В, полагая, что работодатель обязан произвести корректировку ранее представленных в пенсионный орган сведений о работе в занимаемой ею должности и условиях труда с указанием кода "Особые условия", поскольку бездействие публичного акционерного общества "Омский каучук" нарушает ее право на досрочное пенсионное обеспечение, обратилась в суд с иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Игнатенко М.В. о возложении обязанности на работодателя произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета работника, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения корректирующих сведений в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость работника во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня. Отказывая Игнатенко М.В. в части требований об оспаривании результатов, установленных картой специальной оценки условий труда, суд исходил из пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком до вынесения судом решения.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав, что сама по себе доказанность факта работы в оспариваемых периодах безусловным основанием для удовлетворения исковых требований о внесении в индивидуальный лицевой счет сведений корректирующей формы служить не может. Нарушений при проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), подпунктом "б" пункта 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2).
Согласно Списку N 2, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники ОТК, работающие в производствах латексов и синтетических каучуков, перечисленных в разделе VIII Списка N 1 от 1991 года (позиция 2110А030-1754б подраздела "А" раздела X "Химическое производство"), за исключением занятых выполнением графического анализа.
Пунктом 2 "Вспомогательные работы" раздела XI "Химическое производство" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрены работники ОТК, работающие в производствах латексов и синтетических каучуков, перечисленных в разделе VIII Списка N 1 от 1956 года.
Пунктом 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 было предусмотрено, что применение нового Списка N 2 возможно только с учетом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодателем должен быть определен перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение работников.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда) в режиме полного рабочего дня.
Как следует из материалов дела, при аттестации рабочего места Игнатенко М.В. (контрольного мастера смены публичного акционерного общества "Омский каучук") в 2008 г. условия труда были признаны вредными (3 класс 1 степень), в карте аттестации N 357-07 определено право на льготное пенсионное обеспечение (при выполнении работ во вредных и тяжелых условиях труда полный рабочий день) - Список N 2, вид производства X "Химическое производство", позиция должности - 2110А030-17531.
В 2015 г, при аттестации рабочего места контрольного мастера смены производств бутадиена публичного акционерного общества "Омский каучук", отраженной в карте специальной оценки условий труда от 14 сентября 2015 г. N N, установлен итоговый класс условий труда с учетом факторов производственной среды и трудового процесса - 2 (допустимый), право на досрочное назначение трудовой пенсии занятым на данном рабочем месте не установлено.
С 1 января 2014 г. отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Игнатенко М.В. результаты проведенной в 2015 г. специальной оценки условий труда на ее рабочем месте, в установленном законом порядке не оспаривались, недействительными не признаны.
Для правильного разрешения настоящего дела судом первой инстанции по ходатайству Игнатенко М.В, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", была назначена экспертиза качества специальной оценки условий труда от 14 сентября 2015 г. N N, проведение которой было поручено экспертам Министерства труда и социального развития Омской области.
Согласно экспертному заключению от 17 мая 2019 г. N N государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте мастера контрольного (контрольного мастера смены за продуктами в цехах по производству бутадиена, каучуков, фенола, ацетона, альфаметилстирола, изопропилбензола, латексов) ОТК публичного акционерного общества "Омский каучук" специальная оценка условий труда на рабочем месте мастера контрольного (контрольного мастера смены за продуктами в цехах по производству бутадиена, каучуков, фенола, ацетона, альфаметилстирола, изопропилбензола, латексов) ОТК публичного акционерного общества "Омский каучук" проведена качественно, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ и Методикой проведения СОУТ, утвержденной Приказом N 33н. Государственной экспертизой условий труда выявлены технические ошибки по оформлению отчета СОУТ, которые отражены в пунктах 1.1, 3.2, 5.5, 5.8, 5.9, 6.5, 8.1 заключения.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО12 пояснил, что технические ошибки по оформлению Отчета СОУТ, перечисленные в пункте 2 заключения, не влияют на качество проведенной оценки, являются техническими ошибками при оформлении результатов аттестации в отчете специальной оценки условий труда.
Проанализировав экспертное заключение от 17 мая 2019 г. N 13, суд апелляционной инстанции, установив, что экспертиза проводилась компетентным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства; эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения; в экспертном заключении имеются ссылки на нормативную и методическую документацию, которой руководствовался эксперт при проведении экспертизы, отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал его допустимым доказательством.
Оценив указанное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку выводов экспертов, не могут поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов, поскольку доказательств, опровергающих результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда от 14 сентября 2015 г. N N, а также доказательств несоответствия указанных данных в карте специальной оценки условий труда реальным условиям труда ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции Игнатенко М.В. не представлено.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Таким образом, по итогам аттестации рабочее место Игнатенко М.В. признано безопасным.
Обстоятельств работы Игнатенко М.В. в занимаемой ею должности в течение полного рабочего дня, из представленных в материалы дела документов, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Кроме того, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из указанных положений следует, что ни территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, ни страхователи не вправе без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как было установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, работодатель относительно характера условий труда Игнатенко М.В. отчитался без указания кода льготных условий назначения пенсии, страховые взносы по дополнительному тарифу не перечислялись.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается выполнение Игнатенко М.В. работы, указанной в разделе VIII Списка N 1 от 1991 года (позиция 2110А030-1754б подраздела "А" раздела X "Химическое производство") в спорные периоды в особых условиях труда при полной занятости в течение полного рабочего дня и отсутствии оснований для внесения соответствующих корректирующих сведений, подтверждающих ее работу с особыми условиями труда в сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В обжалуемых судебных постановлениях суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в статьях 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указав выводы, на основании которых они отклоняют заявленные требования, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Отсутствие оценки судами первой и апелляционной инстанций всех представленных доказательств в отдельности и доводов, заявленных Игнатенко М.В. в исковом заявлении, пояснениях, апелляционной жалобе не является основанием для отмены судебных постановлений.
Ссылка Игнатенко М.В. в кассационной жалобы на санитарно-гигиеническую характеристику, экспертное заключение государственной экспертизы условий труда на рабочем месте контрольного мастера смены за продуктами производств бутадиена и каучуков, оргсинтеза ОТК публичного акционерного общества "Омский каучук" от 20 февраля 2019 г. N N, полученное судом при рассмотрении дела N 379/2019, судебной коллегией отклоняется, поскольку сами по себе заключение экспертизы условий труда на рабочем месте, санитарно-гигиеническая характеристика, в отсутствие доказательств полной занятости работника на вредных и опасных работах и перечисления страховых взносов по дополнительным тарифам, не свидетельствуют о льготном характере работы Игнатенко М.В.
В целом доводы, приведенные Игнатенко М.В. в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, о неверном применении норм права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 29 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатенко Марины Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.