Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Прудентовой Е.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3794/2019, УИД: 22RS0068-01-2019-003559-60 по иску Давыдова Николая Алексеевича, Давыдовой Татьяны Николаевны к Министерству социальной защиты Алтайского края, краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о признании незаконным отказа, обязании назначить ежемесячную компенсацию, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" Емельяновой М.В, действующей по доверенности, выразившей мнение в поддержку доводов жалобы, истцов Давыдова Н.А. и Давыдовой Т.Н, возражавших против доводов жалобы, участвующих в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Давыдов Н.А, Давыдова Т.Н. обратились с иском к Министерству социальной защиты Алтайского края (далее - Минсоцзащита Алтайского края), краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) о признании отказа незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию.
В обоснование заявленных требований Давыдов Н.А, Давыдова Т.Н. ссылались на то, что они являются родителями матроса Д.И.Н, умершего в 2002 году во время прохождения военной службы.
28 января 2019 г. они обратились в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу с заявлениями о назначении им как членам погибшего военнослужащего ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч.9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Письмом от 1 апреля 2019 г. N в назначении ежемесячной денежной компенсации им отказано, в связи с тем, что не предоставлены документы, подтверждающие факт смерти сына при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие военной травмы.
Давыдов Н.А, Давыдова Т.Н. просили суд признать незаконным отказ в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, обязать Минсоцзащиту Алтайского края назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 28 января 2019 г.
Определением судьи Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края").
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 августа 2019 г, исковые требования Давыдова Н.А, Давыдовой Т.Н. удовлетворены частично. Отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации от 1 апреля 2019 г. N признан незаконным. На КГКУ УСЗН по городу Барнаулу возложена обязанность по назначению и выплате Давыдову Н.А, Давыдовой Т.Н. ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ч.9 ст.3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на основании заявлений от 28 января 2019 г, с КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в пользу Давыдова Н.А, Давыдовой Т.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины по 300 рублей в пользу каждого.
В кассационной жалобе представителем Минсоцзащиты Алтайского края ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 июня 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 августа 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель ответчика Минсоцзащиты Алтайского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края", сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов, незаконными, исходя из следующего.
В случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи (ст.7, ч.1 и 2 ст.39 Конституции Российской Федерации), исходя из того, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Эти обязательства реализуются государством в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного семье военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, к элементам которого относится такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная ч.9 ст.3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
В силу названной правовой нормы в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 названной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются лица, указанные в части 11 статьи 3 данного закона, в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч.9 ст. Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами (пп. 2 ч.11 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
Пунктом 1 ст.37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
В соответствии с подпунктами "б" и "е" п.1 ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях: исполнения должностных обязанностей; нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.
В п.2 ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы. К ним отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей (далее - Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации).
Ежемесячная денежная компенсация, согласно пп. "б" п.2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, выплачивается членам семьи военнослужащего погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие военной травмы.
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (п.3 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Давыдов Н.А, "дата" года рождения, и Давыдова Т.Н, "дата" года рождения, являются родителями военнослужащего Д.И.Н. (л.д.19).
28 января 2019 г. Давыдов Н.А. и Давыдова Т.Н. обратились в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации.
1 апреля 2019 г. письмом КГКУ УСЗН по городу Барнаулу N Давыдовы уведомлены об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие связь смерти Д.И.Н. при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы (л.д.18). Как следует из указанного письма, для назначения ежемесячной денежной компенсации Давыдовыми были представлены дубликаты извещений военного комиссариата Индустриального района и Военного комиссариата Алтайского края, справка о том, что смерть Д.И.Н. наступила во время прохождения военной службы, а также заключение судебно-медицинского эксперта от 24 января 2003 г. N.
Согласно справке, выданной 28 января 2019 г. военным комиссариатом (Ленинского и Индустриального районов города Барнаула Алтайского края), матрос Д.И.Н. 29 ноября 2001 г. призван на действительную военную службу Индустриальным РВК Алтайского края, умер 26 ноября 2002 г. в результате убийства. Смерть наступила во время прохождения военной службы (л.д.14).
По запросу суда первой инстанции ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" представлена копия личного дела Д.И.Н, в материалах которого содержится ответ ВрИО командира войсковой части N N на имя военного комиссариата Индустриального района города Барнаула. Согласно указанному ответу гибель военнослужащего матроса Д.И.Н. наступила при исполнении им служебных обязанностей военной службы (л.д.45).
Как следует из заключения судебно-медицинского эксперта от 24 января 2003 г. N гибель матроса войсковой части N Д.И.Н. произошла в торпедном отсеке верхней палубы АПЛ, которая находилась в крытом доке "адрес" (л.д.6-13).
Согласно извещению войсковой части N от 15 декабря 2002 г, матрос Д.И.Н. специалист торпедист БЧ-3 войсковой части N умер в результате убийства 26 ноября 2002 г. Смерть Д.И.Н. наступила во время прохождения военной службы (л.д.32).
Согласно дубликату извещения от 22.08.2012, выданного военным комиссариатом (Ленинского и Индустриального районов города Барнаула Алтайского края) матрос Д.И.Н. умер в результате убийства, смерть наступила во время прохождения военной службы (л.д.70 оборот).
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности обжалуемого отказа КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в назначении Давыдову Н.А. и Давыдовой Т.Н. ежемесячной денежной компенсации как членам семьи умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт гибели Д.И.Н. при исполнении обязанностей военной службы установлен при рассмотрении дела, в связи с чем, Давыдов Н.А. и Давыдова Т.Н, как члены семьи умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, имеют право на назначение единовременной денежной компенсации в соответствии с ч.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными.
В материалах дела имеются документы, которые были приняты судами в качестве допустимых доказательств, подтверждающих смерть Д.И.Н. при исполнении обязанностей военной службы, а именно: справка, выданная 28 января 2019 г. военным комиссариатом (Ленинского и Индустриального районов города Барнаула Алтайского края), копия личного дела Д.И.Н, представленная по запросу суда первой инстанции ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края", заключение судебно-медицинского эксперта от 24 января 2003 г. N, извещение войсковой части N от 15 декабря 2002 г.
Кроме того, обстоятельств, предусмотренных п.2 ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", исключающих возможность признания Д.И.Н. умершим при исполнении им обязанностей военной службы, судами установлено не было.
Как следует из п. 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, ежемесячная денежная компенсация члену семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, установленная ч.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", назначается со дня возникновения права на нее.
В силу п.4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации указанная компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер.
Принимая во внимание, что Давыдов Н.А. и Давыдова Т.Н. обратились в КГКУ УСЗН по городу Барнаулу с заявлением о назначении спорной компенсации 28 января 2019 г, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности на КГКУ УСЗН по городу Барнаулу по назначению ежемесячной денежной компенсации истцам с 28 января 2019 г.
Не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что судами не приняты во внимание обстоятельства того, что при рассмотрении документов органы социальной защиты населения руководствуются буквальным толкованием сведений, указанных в них, полномочиями по назначению ежемесячной денежной компенсации на основании документов, не соответствующих требованиям и содержащих формулировки, отличающиеся от указанных в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации, не наделены.
Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.9 ст.3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, определен пп. "б" п.4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации. К ним относятся в том числе: копия документа, удостоверяющего личность; копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы; документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (для родителей, в частности, - копия документа, подтверждающего родственные отношения с военнослужащим погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы (абз.2, 3, 5 пп. "б" п.4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации).
Из приведенных положений Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации следует, что доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающего такую гибель (смерть). При этом установленный п.4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, перечень необходимых для получения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего ежемесячной денежной компенсации документов, является исчерпывающим.
Из п.5(1) Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации следует, что уполномоченный орган в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи в соответствии с п.4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации заявления запрашивает у военного комиссариата - справку, подтверждающую получение военной травмы в период прохождения военной службы. Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления указанных справок. Заявитель вправе предоставить их по собственной инициативе.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия решения об отказе в назначении истцам ежемесячной денежной компенсации орган социальной защиты населения не был лишен возможности запросить необходимые документы у уполномоченных органов, является верным.
Представленным доказательствам судом первой инстанции дана оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными по делу обстоятельствами не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в соответствии с ч.3 ст.390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ч.1 ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.