Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Шефер И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-2064/2019 (УИД 55RS0007-01-2019-002344-02) по иску Макешиной Екатерины Сергеевны к казенному учреждению Омской области "Центр занятости населения города Омска" о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет в качестве безработной, взыскании выплаты по безработице, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Макешиной Екатерины Сергеевны на решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июня 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 августа 2019 г.
путем видеоконференц-связи при содействии Омского областного суда
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.А, выслушав объяснения Макешиной Е.С, представителя Макешиной Е.С. по доверенности Гусева К.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения города Омска" Джанаралиевой Л.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макешина Екатерина Сергеевна (далее по тексту - Макешина Е.С.) обратилась в Центральный районный суд г. Омска с иском к казенному учреждению Омской области "Центр занятости населения города Омска" (далее по тексту - КУ ЦНЗ города Омска) о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет в качестве безработной, взыскании выплаты по безработице, компенсации морального вреда.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 18 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 августа 2019 г, исковые требования Макешиной Е.С. оставлены без удовлетворения.
Макешина Е.С. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы указывает на неверное применение судами пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации", с учетом разъяснений данных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1868-О.
КУ ЦНЗ города Омска в возражениях на кассационную жалобу, указав на законность вынесенных судебных постановлений, просит решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июня 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Макешина Е.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Омская область, Черлакский район, "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. была трудоустроена в департаменте образования Администрации г. Омска.
На основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. проживает совместно с ФИО10 по адресу: г. Омск, "адрес".
17 апреля 2019 года Макешина Е.С. обратилась в казенное учреждение Омской области "Центр занятости населения города Омска" с заявлением о постановке ее на учет в качестве безработной, приложив к нему пакет документов, предусмотренный правилами регистрации безработных граждан, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (копии паспорта, трудовой книжки, диплома, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (департамент образования Администрации города Омска), акт о совместном проживании по адресу: г. Омск, "адрес").
В ответе от 24 апреля 2019 г. КУ ЦНЗ города Омска сообщило Макешиной Е.С. об отказе в постановке ее на учет в качестве безработной по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Омске.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств регистрации Макешиной Е.С. по месту жительства в г. Омске.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции подержал.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации).
В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательств, в том числе копию договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. с ограниченным сроком аренды, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, установив отсутствие достоверных доказательств пребывания либо постоянного проживания Макешиной Е.С. на территории г. Омска, в том числе на период работы в департаменте образования Администрации г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеизложенными нормами права, пришли к правильному выводу о невозможности отнесения Макешиной Е.С. к категории граждан, имеющих постоянное место жительства в г. Омске, и отсутствии у органов службы занятости правовых оснований для постановки Макешиной Е.С. на учет в качестве безработной.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации", с учетом разъяснений данных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1868-О, уже были предметом судебной оценки, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, в целом направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июня 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Макешиной Екатерины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.