Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Шефер И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-307/2019 (УИД 42RS0036-01-2019-000454-95) по иску Ечина Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении спорных периодов в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрге Кемеровской области (межрайонное) на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 21 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.А, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрге Кемеровской области (межрайонное) Лигачевой И.А. (доверенность от 1 июля 2019 г. N 16), поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения Ечина С.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ечин Сергей Владимирович (далее по тексту - Ечин С.В.) обратился в Топкинский городской суд Кемеровской области к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 11 апреля 2019 г. N N об отказе в назначении досрочной пенсии, включении спорных периодов в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии с 3 апреля 2019 г.
Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от 21 мая 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 августа 2019 г, исковые требования Ечина С.В. удовлетворены.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 11 апреля 2019 г. N N об отказе Ечину Сергею Владимировичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области возложена обязанность включить в специальный стаж Ечина С.В. периоды работы с 10 апреля 1986 г. по 6 апреля 1988 г, с 24 ноября 1989 г. по 21 июня 1991 г. в должности составителя в транспортном цехе Топкинского цементного завода, с 6 марта 2001 г. по 3 июня 2002 г. в должности составителя в транспортном цехе открытого акционерно общества "Топкинский цемент" (далее по тексту - ОАО "Топкинский цемент"), всего 11 лет 5 месяцев 18 дней (без учета 15-ти дней отпуска без содержания заработной платы), назначить Ечину С.В. досочную страховую пенсию по старости с 3 апреля 2019 г. С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области в пользу Ечина С.В. взыскана государственная пошлина в сумме 300 рулей.
Определением Топкинского городского суда Кемеровской области от 20 сентября 2019 г. произведена замена Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области на правопреемника Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрге Кемеровской области (межрайонное).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрге Кемеровской области (межрайонное) обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 21 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 августа 2019 г. отменить.
В обоснование кассационной жалобы указывает на отсутствие у Ечина С.В. специального стажа, с учетом включенных судом периодов, менее требуемых 12 лет 6 месяцев, и оснований для суммирования работ по Списку N 2 и Списку N 272.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 3 апреля 2019 г. Ечин С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 11 апреля 2019 г. N N Ечину С.В. отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Не зачтены периоды работы: с 10 апреля 1986 г. по 6 апреля 1988 г, с 24 ноября 1989 г. по 21 июня 1991 г. в должности составителя в транспортном цехе Топкинского цементного завода, с 6 марта 2001 г. по 3 июня 2002 г. в должности составителя в транспортном цехе ОАО "Топкинский цемент", поскольку Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях РСФСР" предусмотрены составители поездов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Названным Списком правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются составители поездов.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516
Согласно абзацу первому пункта 4 указанных правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суды пришли к правильному выводу о том, что занимаемая Ечиным С.В. в спорные периоды должность в условиях полной занятости дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, неправомерности исключения Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области из специального стажа Ечина С.В. спорного периода работы и незаконности решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области от 11 апреля 2019 г. N N.
Признав оспариваемое решение незаконным, суды правильно применили последствия необоснованного отказа в назначении пенсии в соответствии с абзацем 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области включить в специальный стаж Ечина С.В. периоды работы с 10 апреля 1986 г. по 6 апреля 1988 г, с 24 ноября 1989 г. по 21 июня 1991 г. в должности составителя в транспортном цехе Топкинского цементного завода, с 6 марта 2001 г. по 3 июня 2002 г. в должности составителя в транспортном цехе ОАО "Топкинский цемент", всего 11 лет 5 месяцев 18 дней (без учета 15-ти дней отпуска без содержания заработной платы), назначить Ечину С.В. досочную страховую пенсию по старости с 3 апреля 2019 г.
Кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Ечина С.В. специального стажа менее требуемых 12 лет 6 месяцев, поскольку назначение пенсии с уменьшением возраста за неполный специальный стаж по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1992 г. N 272 не предусмотрено, судебная коллегия находит несостоятельными.
Ечин С.В. обратился за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который предусматривает возможность назначения трудовой пенсии с уменьшением возраста при неполном специальном стаже. С учетом спорных периодов требуемый стаж Ечина С.В. составляет более 11 лет, что дает ему право на досрочную пенсию с уменьшением возраста.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для суммирования работ по Списку N 2 и Списку N 272 подлежат отклонению, поскольку, как следует из материалов дела, специальный стаж работы Ечина С.В. по профессии указанной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 составляет более 11 лет, что соответствует необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В целом доводы кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, о неверном применении норм права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстнации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 21 мая 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Юрге Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.