Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Зайцевой Е.Н, Ковалевской В.В.
с участием прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0011-01-2019-000078-19 по иску исполняющего обязанности прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия о возложении обязанности совершить действия
по кассационной жалобе главы Усть-Абаканского района Егоровой Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 10 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия Поморцеву Е.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, поддержавшую доводы возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Усть-Абаканского района обратился в суд с иском к администрации Солнечного сельсовета об обязании совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки в районе с. Красноозерное установлена несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов, которая нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, причиняет вред природной среде.
Решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 15 марта 2019 г. на администрацию Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района возложена обязанность в срок 01 октября 2020 г. принять меры к защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, площадью 2, 5 га, расположенной в 300 м на юго-запад отс. Красноозерное, на земельном участке с указанными в решении суда координатами.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению иска по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
решение Усть-Абаканского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия удовлетворить в части.
Обязать администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия в срок до 01 октября 2020 г. организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки, площадью 2, 5 га, расположенной по адресу "адрес", поворотные точки: "данные изъяты"
В удовлетворении иска к администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского отказать.
В кассационной жалобе глава Усть-Абаканского района Егорова Е.В. просит указанное апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, суд незаконно возложил на администрацию Усть-Абаканского района обязанность по очистке свалки, поскольку организация по сбору, утилизации твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
На кассационную жалобу прокурором принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия не находит.
В силу ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой на земельном участке, находящемся в границах Солнечного сельсовета и расположенном в 300 м на юго-запад от с. Красноозерное, площадью 2, 5 га, обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов - бытового мусора.
В соответствии со справкой от 27 февраля 2019 г. специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с целью определения местоположения несанкционированной свалки на местности произведены замеры GPS-навигатором. Площадь свалки - 2, 5 га, расположена свалка в 300 м на юго-запад от "адрес", на земельном участке с координатами "адрес". Участок находится на территории муниципального образования Солнечный сельсовет. При этом, сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов должна быть возложена на администрацию Солнечного сельсовета "адрес" Республики Хакасия.
Принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложил данную обязанность на администрацию муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований не согласиться с данным выводом суд кассационной инстанции не находит.
Так, для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на которую не разграничена, необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу вышеуказанной правовой нормы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района, с 1 января 2017 г. осуществляется администрацией муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия, а не администрацией муниципального образования Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района.
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что в силу положений ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд апелляционной инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на администрацию муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Согласно ч.3 и 4 ст. 14 Федерального закона N 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2015 г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ст.14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта РФ.
Доводы кассационной жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании действующего законодательства, получили оценку суда апелляционной инстанции и были мотивированно отклонены по основаниям приведенным выше.
Нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено.
Таким образом, основания для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 10 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы Усть-Абаканского района Егоровой Е.В.- без удовлетворения.
Председательствующий Н.Г. Дударёк
Судьи Е.Н. Зайцева
В.В. Ковалевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.