Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Тейдера Е.В. в интересах Пилипко М.О. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 9 июля 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 сентября 2019 года в отношении Пилипко М.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 9 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 сентября 2019 года, Пилипко М.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок "данные изъяты" год "данные изъяты" месяцев.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Тейдер Е.В. просит вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 9 июля 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 сентября 2019 года в отношении Пилипко М.О. отменить, как незаконные.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Основанием для привлечения Пилипко М.О. к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 21 декабря 2018 года N 27 ОН 041088 выводы о том, что 12 декабря 2018 года в 7 часов 40 минут она в районе "адрес" управляла автомобилем " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N в состоянии опьянения, чем нарушила пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения). Состояние опьянения у Пилипко М.О. установлено в ходе медицинского освидетельствования по результатам проведенного химико-токсикологического исследования биологического образца. Достаточным основанием для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения послужило нарушение речи, а основанием для направления на медицинское освидетельствование - наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 указанного Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 названного Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи.
Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ).
Согласно части 6 статьи 27.12 КоАП РФ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В соответствии с пунктами 4 и 9 Правил освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
В силу пункта 10 Правил одним из оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (пункт 11 Правил).
Формы акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения утверждены приказом МВД РФ от 4 августа 2008 года N 676.
В утвержденные формы названных процессуальных документов вносятся выявленные у водителя признаки опьянения, изложенные в пункте 3 Правил.
По смыслу положений пункта 174 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 года N 664, внесенные исправления (дополнения) в составляемые процессуальные документы с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, должны быть оговорены с этим лицом и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть ознакомлено под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями). В случае отказа указанного лица от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.
В подтверждение законности проведения в отношении Пилипко М.О. процедуры освидетельствования на состояние опьянения, направления на медицинское освидетельствование инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю Куделиным К.Ю. 12 декабря 2018 года составлены акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения N 27 АА 098249 и протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения N 27АК 353098, в которых достаточным основанием полагать нахождение в состоянии опьянения указано нарушение речи водителя.
Вместе с тем применительно к этой части содержания протокол имеет неоговоренные и неподписанные инспектором и Пилипко М.О. исправления.
В ходе производства по делу Пилипко М.О. последовательно отрицала факт внесения исправлений в своем присутствии, настаивая на том, что процедура освидетельствования на состояние опьянения была начата в связи с тем, что она являлась участником дорожно-транспортного происшествия, предположительно с пострадавшим. Указанное основание проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медицинское освидетельствование было сформулировано сотрудником ГИБДД и занесено в составленные в ее присутствии процессуальные документы.
Изложенные Пилипко М.О. обстоятельства подтверждаются актом освидетельствования, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, в которых имеется указание на ДТП как иное основание проведения указанных процедур. Из содержания имеющейся в материалах дела видеозаписи, подтверждающей совершение процессуальных действий по правилам части 2 статьи 27.12 КоАП РФ, не следует, что инспектором ГИБДД нарушение речи формулировалось в качестве основания освидетельствования водителя на состояние алкогольного опьянения.
При этом само по себе дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими не входит в число оснований, предусмотренных частью 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Доказательств вынесения определения о возбуждении дела по статье 12.24 КоАП РФ в материалах дела не имеется.
Отклоняя как недоказанный довод Пилипко М.О. о нарушении порядка проведения освидетельствования, судья районного суда сослался на непредоставление Пилипко М.О. копий врученных на месте оспариваемых документов, что могло бы подтвердить их иное содержание в момент составления.
Вместе с тем подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении обстоятельства должны подтверждаться относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, бремя предоставления которых лежит на лице, осуществляем производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, по общему правилу не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Доказательства, представленные в подтверждение законности проведения освидетельствования в отношении Пилипко М.О, указанным критериям не соответствуют, в них имеются неоговоренные исправления применительно к значимым по делу обстоятельствам, подлежащим доказыванию.
Вышеуказанное ставит под сомнение отнесение представленных в дело доказательств, подтверждающих законность примененных по делу обеспечительных мер к числу допустимых доказательств.
Иные собранные и отвечающие установленным частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ требованиям допустимости доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Пилипко М.О. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые
сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 9 июля 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Пилипко М.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в отношении Пилипко М.О. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу защитника Тейдера Е.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 9 июля 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Пилипко М.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.