Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Нурбекова Ф.И. на постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 20 марта 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 9 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Нурбекова Ф.И.,
установил:
постановлением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 20 марта 2019 года гражданин Узбекистана Нурбеков Ф.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Решением судьи Приморского краевого суда от 9 апреля 2019 года постановление от 20 марта 2019 года оставлено без изменения, жалоба Нурбекова Ф.И. без удовлетворения.
В жалобе Нурбеков Ф.И. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
Изучив материалы дела, доводы жалобы Нурбекова Ф.И, прихожу к следующему.
Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18 марта 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: "адрес", был выявлен гражданин Узбекистана Нурбеков Ф.И, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания в Российской Федерации до 25 октября 2015 года, чем нарушил требования статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вина гражданина Узбекистана Нурбекова Ф.И. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении ПК-25 N 160812563 от 19 марта 2019 года; рапортом сотрудника полиции; копией паспорта Нурбекова Ф.И.; выпиской из базы АС ЦБДУИГ; протоколом об административном задержании от 18 марта 2019 года, которые в своей совокупности достоверно подтверждают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в действиях Нурбекова Ф.И.
Все обстоятельства дела и представленные доказательства, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии вины гражданина Узбекистана Нурбекова Ф.И. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия гражданина Узбекистана Нурбекова Ф.И. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Нурбекову Ф.И. необоснованно и влечёт нарушение его прав, предусмотренных статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим 4 ноября 1950 года), поскольку на территории Российской Федерации проживает его супруга (гражданка РФ), не могут повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов в силу следующего.
Как разъяснено в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судам следует учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведённые нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из её соразмерности целям административного наказания, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Узбекистана Нурбеков Ф.И. нарушил миграционное законодательство Российской Федерации, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания в Российской Федерации, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в браке с гражданкой Российской Федерации не состоял, несовершеннолетних детей на территории Российской Федерации не имеет, что обусловливает необходимость применения к нему дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, чем достигается пресечение совершаемого правонарушения, предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для отмены дополнительного наказания, назначенного гражданину Узбекистана Нурбекову Ф.И, в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, с учётом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Довод жалобы о том, что судья Приморского краевого суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда оставил без удовлетворения ходатайство Нурбекова Ф.И. об отложении рассмотрения дела, не влечёт отмену обжалуемых судебных актов, поскольку по смыслу статьи 24.4 КоАП РФ, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Доказательств подтверждающих уважительную причину неявки Нурбекова Ф.И. в судебное заседание в материалы дела не представлено.
Нурбеков Ф.И. вместе со своим защитником участвовал в судебном заседании при рассмотрении дела судьей Уссурийского районного суда, в судебном заседании давал пояснения по обстоятельствам дела, в связи с чем оснований полагать, что нарушено его право на защиту, не имеется.
В ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Нурбекова Ф.И. нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Нурбекова Ф.И. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, судебными инстанциями не установлено.
Постановление о привлечении Нурбекова Ф.И. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ вынесено судьёй районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 20 марта 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 9 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Нурбекова Ф.И. оставить без изменения, жалобу Нурбекова Ф.И. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.