Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника АО "Генподрядчик" - Голембовской С.В. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа N 3/709 от 7 ноября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 21 февраля 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 7 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", в отношении АО "Генподрядчик", у с т а н о в и л :
постановлением административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа N 3/709 от 7 ноября 2018 года юридическое лицо - АО "Генподрядчик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 21 февраля 2019 года постановление административной комисси оставлено без изменения, жалоба защитника АО "Генподрядчик" - Голембовской С.В. без удовлетворения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 10 июля 2019 года постановление административной комиссии, решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника АО "Генподрядчик" - Голембовской С.В. без удовлетворения.
В жалобе защитник АО "Генподрядчик" - Голембовская С.В. просит отменить вступившие в законную силу постановление и судебные решения, производство по делу прекратить, в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" нарушение иных норм и правил в сфере благоустройства, установленных нормативными правовыми актами Приморского края, муниципальными нормативными правовыми актами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Думой города Владивостока 15 августа 2018 года принят муниципальный правовой акт N 45-МПА "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа" (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 4.8.4 Правил благоустройства строительная площадка должна быть оборудована информационной доской размером не менее 2 x 2 м, содержащей следующую информацию: наименование объекта строительства; адрес (строительный либо почтовый) объекта; технико-экономические показатели: общая площадь объекта строительства; площадь земельного участка; количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения; строительный объем, в том числе подземной части; количество парковочных мест; общая протяженность и мощность линейного объекта (при строительстве линейного объекта); наименование, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты (при наличии), сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии) застройщика (технического заказчика, подрядчика); сроки начала и окончания работ; сведения о выдаче разрешения на строительство (наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение, номер, дата выдачи, срок действия разрешения).
Основанием для привлечения АО "Генподрядчик" к административной ответственности по статье 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" явился факт нарушения обществом пункта 4.8.4 Правил благоустройства, выразившийся в том, что 22 октября 2018 года в 12 часов 13 минут по адресу: "адрес", АО "Генподрядчик" не приняло меры к размещению информационного щита на ограждении места производства работ.
Факт совершения АО "Генподрядчик" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении серии N 44-КЗ N 047513 от 23 октября 2018 года с фотографиями объекта; разрешением N 65-02-03/2154 от 17 сентября 2018 года на проведение работ на объекте культурного наследия "Дом" по адресу: "адрес"; договором подряда N 01/09-2018 от 12 сентября 2018 года; протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении от 7 ноября 2018 года и другими материалами дела.
Все обстоятельства дела и представленные доказательства, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии вины АО "Генподрядчик" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", были всесторонне, полно и объективно исследованы при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия АО "Генподрядчик" правильно квалифицированы по статье 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае".
Доводы жалобы о том, что в постановлении административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа N 3/709 от 7 ноября 2018 года неправомерно указан пункт 4.8.4 Правил благоустройства, который устанавливает требования к оборудованию специальными опознавательными знаками, щитами мест строительных площадок, а не мест производства работ, как указано в постановлении административного органа, не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов, поскольку направлены на переоценку представленных в деле доказательств.
Согласно пункту 4.8.4 Правил благоустройства строительная площадка должна быть оборудована пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, контейнерами для сбора ТКО (бункерами-накопителями), а также информационной доской размером не менее 2 x 2 м, содержащей следующую информацию: наименование объекта строительства; адрес (строительный либо почтовый) объекта; технико-экономические показатели: общая площадь объекта строительства; площадь земельного участка; количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения; строительный объем, в том числе подземной части; количество парковочных мест; общая протяженность и мощность линейного объекта (при строительстве линейного объекта); отображение фасадов здания с учетом колористического решения, за исключением линейных объектов (в том числе объектов транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения); наименование, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты (при наличии), сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии) застройщика (технического заказчика, подрядчика); сроки начала и окончания работ; сведения о выдаче разрешения на строительство (наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение, номер, дата выдачи, срок действия разрешения).
Материалами дела установлено, что АО "Генподрядчик" осуществляло работы по строительству (реконструкции) объекта культурного наследия "Дом, в котором в 1897-1903 г.г. жил известный русский революционер Шмидт П.П.", расположенного по адресу: "адрес".
Фактически территория, на которой АО "Генподрядчик" осуществляло строительные работы, является строительной площадкой, которая в соответствии с требованиями пункта 4.8.4 Правил благоустройства должна быть оборудована информационным щитом для ограждения места проведения строительных работ.
Строительная площадка представляет собой территорию, используемую для размещения объекта строительства (реконструкции), оборудования, техники, временных сооружений и выполнения на ней строительно-монтажных работ.
С учетом указанных обстоятельств, формулировка "место производства работ", указанная в постановлении административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа N 3/709 от 7 ноября 2018 года является тождественной определению территории строительной площадки.
Таким образом, оснований сомневаться в обоснованности привлечения АО "Генподрядчик" к административной ответственности за нарушение требований пункта 4.8.4 Правил благоустройства не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что в отношении АО "Генподрядчик" необходимо применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства, не может повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, замена административного штрафа на предупреждение возможна при наличии совокупности оснований, закрепленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Судья районного суда сделала правильный вывод о том, что в рассматриваемом деле оснований для замены АО "Генподрядчик" административного штрафа на предупреждение, не усматривается.
Довод жалобы о том, что совершенное АО "Генподрядчик" административное правонарушение может быть признано малозначительным, является несостоятельным и основан на неверном толковании норм права.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Вместе с тем состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении АО "Генподрядчик" к исполнению требований Правил благоустройства с целью ограждения места производства строительных работ, в связи с чем совершённое юридическим лицом правонарушение применительно к установленным в ходе производства по делу обстоятельствам, учитывая характер и степень его общественной опасности, не может быть признано малозначительным.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления и судебных решений не имеется.
Нижестоящие судебные инстанции правомерно рассмотрели дело об административном правонарушении в отношении АО "Генподрядчик", нарушений норм КоАП РФ, не установлено.
Наказание ИП Мастерских В.А. назначено в пределах санкции статьи 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае". Постановление административного органа вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление административной комиссии по Ленинскому району Владивостокского городского округа N 3/709 от 7 ноября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 21 февраля 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 7 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", в отношении АО "Генподрядчик" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Генподрядчик" - Голембовской С.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.