Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дорохова А.П.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Восканяна М.Ж. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 апреля 2019 года, которыми отказано в удовлетворении административного искового заявления Восканяна Мгера Жораевича об оспаривании заключения, решения Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Восканян М.Ж. обратился в суд с административным исковым заявлением к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным заключения об обследовании земель (земельного участка) N и решения от 8 августа 2018 года, содержащегося в заключении, о направлении материалов заключения в МКУ "Служба благоустройства ПКГО".
В обоснование требований административный истец указал, что 27 сентября 2017 года он заключил с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений договор аренды земельного участка N с кадастровым номером N по адресу: "адрес". 8 августа 2018 года было проведено обследование земельного участка, в результате которого выявлены объекты, не являющиеся объектами капитального строительства. Контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа было принято решение в связи с отсутствием действующих правоустанавливающих документов на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с п.п.6.1, 5.9.1 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года N 490-нд направить материалы в МКУ "Служба благоустройства ПКГО" для проведения мероприятий в соответствии с разделом 6 указанного решения.
Восканян М.Ж. полагает, что решение Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа является незаконным, поскольку нестационарные объекты на земельном участке были размещены на основании договора аренды.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 декабря 2018 года в удовлетворении требований Восканяна М.Ж. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Восканяна М.Ж. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов как вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права и направлении дела в суд первой инстанции для повторного рассмотрения.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 октября 2019 года кассационная жалоба Восканяна М.Ж. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с п.1.3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2012 года N 490-нд "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" уполномоченным органом администрации, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории городского округа, является Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - уполномоченный орган).
Муниципальный земельный контроль в отношении земель на территории городского округа осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами, а также на основании заявлений и сообщений физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа, содержащих сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений (п.5.1 Решения).
Согласно п.5.3 Решения плановый (рейдовый) осмотр, обследование осуществляется комиссией в составе не менее 3 человек на основании приказа руководителя уполномоченного органа.
В состав комиссии включаются муниципальный инспектор и два специалиста уполномоченного органа.
По результатам обследования земель (земельных участков) оформляется заключение об обследовании по форме согласно приложению 5 к настоящему Решению (п.5.5 Решения).
В случае обнаружения в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования земельных правонарушений комиссией принимается одно из следующих решений: о самозащите права в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации; о направлении результатов планового (рейдового) осмотра, обследования в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для восстановления нарушенного права в судебном порядке (п.п.5.9.1, 5.9.2 Решения).
В силу п.6.3 Решения освобождение самовольно занятого земельного участка, демонтаж и (или) вывоз, хранение материалов демонтажа, самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и иного имущества, организуемое с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляется муниципальным казенным учреждением "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" на основании решения комиссии, указанного в подпункте 5.9.1 настоящего Решения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, 27 сентября 2017 года администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Восканян М.Ж. заключили договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - земельные участки объектов торгового назначения, фактическое использование - для целей, не связанных со строительством (использование земельного участка для установки павильона).
В соответствии с п.3.1.1 договора арендодатель имеет право в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с разделом 1 договора.
Письмом Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 4 июня 2018 года N Восканян М.Ж. был уведомлен о прекращении действия договора, которое было получено 8 июня 2018 года.
25 июля 2018 года в адрес Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа поступило обращение Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о проведении контрольных мероприятий в рамках компетенции по освобождению земельного участка с кадастровым номером N от нестационарных торговых объектов.
Приказом начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 июля 2018 года N утвержден состав комиссии, уполномоченной на проведение рейдового осмотра земельного участка.
По результатам обследования 8 августа 2018 года комиссией составлено заключение об обследовании земель (земельного участка) N, в соответствии с которым на дату обследования на земельном участке в районе "адрес" размещены нестационарные торговые объекты в количестве двух единиц: нестационарный торговый объект площадью 16 кв.м с информационной вывеской "Мясная лавка низкие цены ИП "данные изъяты"" и нестационарный торговый объект (купава) площадью 8 кв.м. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, принято решение о направлении материалов в МКУ "Служба благоустройства ПКГО" для проведения мероприятий в соответствии с разделом 6 Решения от 28 февраля 2012 года N 490-нд.
По делу также установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 марта 2019 года договор аренды земельного участка от 27 сентября 2017 года N признан недействительным; в удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки отказано.
Отказывая в удовлетворении требований Восканяна М.Ж, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые истцом заключение Контрольного управления об обследовании земель (земельного участка) N от 8 августа 2018 года и решение, содержащееся в заключении, о направлении материалов заключения в МКУ "Служба благоустройства ПКГО" являются законными и обоснованными, приняты в пределах компетенции уполномоченного органа, при этом права и законные интересы истца при их принятии нарушены не были ввиду отсутствия договорных отношений по предоставлению Восканяну М.Ж. земельного участка.
С вышеизложенными выводами судебных инстанций судебная коллегия оснований не согласиться не усматривает.
Обжалуя судебные акты, Восканян М.Ж. ссылается на то, что судами не был проверен факт легитимности комиссии, не установлено, при каком органе действует комиссия, кем создана и на каком основании, не принят нормативный правовой акт, регламентирующий полномочия и функции комиссии, не представлены доказательства, подтверждающие полномочия начальника Контрольного управления на формирование комиссии.
Вместе с тем указанные доводы, которые являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции, выводов суда первой и апелляционной инстанции не опровергают и не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что на момент рассмотрения дела в производстве суда находилось гражданское дело по иску Восканяна М.Ж. к Управлению архитектуры об оспаривании отказа от исполнения договора аренды, в связи с чем суду необходимо было приостановить производство по настоящему делу, однако, соответствующее ходатайство было отклонено судом, не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку не ставит под сомнение законность оспариваемых судебных актов. Ссылки на то, что исковое заявление Восканяна М.Ж. об оспаривании отказа от исполнения договора аренды было удовлетворено, кассационная жалоба не содержит.
Проверяя довод жалобы Восканяна М.Ж. о том, что МКУ "Служба благоустройства ПКГО" не была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, судебная коллегия отвергает его как необоснованный, поскольку оспариваемым решением права и законные интересы МКУ "Служба благоустройства ПКГО" не затронуты. МКУ "Служба благоустройства ПКГО" решение комиссии не оспаривало, добровольно исполнило принятое решение.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.