Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дорохова А.П, судей Зайцевой О.А, Зиганшина И.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саввиновой А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Саввиновой А.А. к администрации муниципального образования "Ленский район" об оспаривании отказа в постановке на учет для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Саввинова А.А. обратилась в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования "Ленский район" с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве участника подпрограммы "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений" муниципальной программы "Обеспечение жильем граждан Ленского района на 2013-2019 годы", возложении на администрацию муниципального образования "Ленский район" обязанности поставить ее на учет в качестве участника подпрограммы с даты подачи заявления 29 января 2019 года.
Определением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования "Город Ленск".
В обоснование своих требований административный истец указала, что согласно справке администрации муниципального образования "Город Ленск" от 17 января 2019 года N 01-07-00116/19 ее семья, состоящая из четырех человек и занимающая жилое помещение общей площадью 63, 6 кв.м, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий применительно к муниципальной программе "Обеспечение жильем граждан Ленского района на 2013-2019 годы", исходя из того, что на каждого члена ее семьи приходится по 15, 9 кв.м. общей площади, что меньше учетной нормы в размере 18 кв.м. на человека, установленной порядком реализации программы для признания работника бюджетной сферы нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение социальной выплаты.
Решением администрации муниципального образования "Ленский район" от 18 февраля 2019 года N 01-09-563/9, принятым по результатам рассмотрения заявления от 29 января 2019 года, ей отказано в постановке на учет для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных организаций" в связи с тем, что на каждого члена ее семьи приходится общая площадь занимаемого жилого помещения, превышающая учетную норму, установленную в размере 10 кв.м. решением городского Совета депутатов г. Ленска от 22 февраля 2006 года N 7-5. Данное решение она считает незаконным, поскольку Порядком предоставления социальных выплат работникам учреждений, финансируемых их бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных организаций, утвержденным постановлением и.о. главы муниципального образования "Ленский район" от 5 июля 2017 года N 01-03-494/17, установлены иные критерии признания лица, нуждающимся в жилом помещении.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2019 года административный иск Саввиновой А.А. удовлетворен, отказ администрации муниципального образования "Ленский район" от 18 февраля 2019 года N 01-09-563/9 в постановке Саввиновой А.А. на учет в качестве участника мероприятия "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных организаций" признан незаконным, на администрацию муниципального образования "Ленский район" возложена обязанность поставить Саввинову А.А. на учет в качестве участника мероприятия "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений" с 29 января 2019 года.
Удовлетворяя требования Саввиновой А.А, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат по мероприятию "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений" в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем граждан Ленского района на 2013-2019 года", утвержденным постановлением и.о. главы муниципального образования "Ленский район" от 5 июля 2017 года N 01-03-494/17, под нуждающимися в жилых помещениях применительно к программе признаются работники бюджетной сферы, зарегистрированные в жилом помещении, общая площадь которого составляет менее 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, семья Саввиновой А.А, состоящая из четырех человек, соответствует данному требованию.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Саввиновой А.А. требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Саввинова А.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на каждого члена ее семьи приходится 15, 9 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, что выше учетной нормы 10 кв.м, установленной решением городского Совета депутатов г. Ленска от 22 февраля 2006 года N 7-5. Соответственно, Саввинова А.А. не может быть включена в списки граждан, претендующих на социальную выплату в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных организаций".
В кассационной жалобе Саввинова А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года и оставлении в силе решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции действующего на территории муниципального образования порядка предоставления социальных выплат работникам учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции подобные нарушения не допущены, выводы апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Саха (Якутия) являются правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Из материалов дела следует, что Саввинова А.А. и трое ее несовершеннолетних детей проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 63, 6 кв.м, принадлежащем на праве собственности административному истцу на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств. Исходя из общей площади жилого помещения, на одного члена семьи приходится по 15, 9 кв.м.
29 января 2019 года Саввинова А.А, являясь работником муниципального учреждения, обратилась в администрацию муниципального образования "Ленский район" с заявлением о включении ее в мероприятие "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений" в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем граждан Ленского района на 2013-2019 годы".
Письмом от 18 февраля 2019 года, подписанным главой муниципального образования "Ленский район", Саввиновой А.А. отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что решением органа местного самоуправления от 22 февраля 2006 года N 7-5 учетная норма жилого помещения в муниципальном образовании установлена в размере 10 кв.м, тогда как заявитель и члены ее семьи обеспечены жилым помещением, превышающим данную норму.
Признавая данный отказ органа местного самоуправления законным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что определение условий и порядка признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлено федеральным законом, а именно статьями 50-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречит федеральному законодательству.
С данными выводами судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым согласиться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Административный истец Саввинова А.А. просила поставить ее на учет в целях получения социальной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений" в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем граждан Ленского района на 2013-2019 годы".
На момент принятия оспариваемого решения действовал Порядок предоставления социальных выплат по мероприятию "Обеспечение жильем работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования "Ленский район", и иных бюджетных учреждений" в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем граждан Ленского района на 2013-2019 годы", утвержденный постановлением и.о. главы муниципального образования "Ленский район" от 5 июля 2017 года N 01-03-494/17 (далее - Порядок).
Согласно пункту 8.1 Порядка применительно к мероприятию под нуждающимися в жилых помещениях признаются работники бюджетной сферы (согласно приложению N 6) в случае, если он и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении, общая площадь которого составляет менее следующих параметров: 33 кв.м. общей площади жилого помещения для одинокого проживающего человека; 42 кв.м. общей площади жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек; 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Свои требования административный истец основывала на данном положении Порядка, указывая, что ее семья состоит из четырех человек, и на каждого члена семьи приходится по 15, 9 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной пунктом 8.1 Порядка.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Ленск" установлена решением городского Совета депутатов г. Ленска от 22 февраля 2006 года N 7-5 и составляет 10 кв.м. на одного человека.
По смыслу части 6 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации иные учетные нормы для отдельных категорий граждан могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям граждан.
Следовательно, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению иных учетных норм для отдельных категорий граждан, в том числе работников учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования, отличающихся об учетной нормы, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Таким образом, исходя из учетной нормы жилого помещения, установленной на территории муниципального образования "Город Ленск" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, вывод судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) о том, что административный истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, основан на правильном применении норм материального права.
С учетом установленных по делу обстоятельств правовых оснований для отмены определения суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Саввиновой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.