Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Дорохова А.П.
судей Ровенко П.А, Зиганшина И.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хазеев А.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Хазеев А.Г. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Хазеева А.Г. - адвоката Быкова Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хазеев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 6 апреля 2018 года N отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"; о возложении на Департамент обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование административного иска Хазеев А.Г. указал, что ему на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером N площадью 1450 кв. м, и расположенный на этом земельном участке жилой дом с кадастровым номером N, общей площадью 37, 5 кв. м. Оба объекта недвижимости расположены по адресу: "адрес".
16 марта 2018 года административный истец обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 300 кв. м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером N, в целях его последующего получения без проведения торгов путём перераспределения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Письмом от 6 апреля 2018 года N Департамент отказал Хазееву А.Г. в удовлетворении указанного выше заявления, поскольку представленная административным истцом схема границ земельных участков содержала сведения, подлежащие засекречиванию в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 1с/МО "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации" (далее - Приказ от 27 февраля 2017 года N 1с/МО).
В то же время, по мнению Хазеева А.Г, указанное решение органа государственной власти Приморского края является незаконным, поскольку Приказ от 27 февраля 2017 года N 1с/МО не был в установленном порядке опубликован и не прошёл государственную регистрацию, в связи с чем он не подлежит применению и не может являться основанием для регулирования правоотношений, которые связаны с образованием земельных участков.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 ноября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено: отказ Департамента от 6 апреля 2018 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", признан незаконным; на Департамент возложена обязанность устранить в полном объёме допущенные нарушения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 апреля 2019 года решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 ноября 2018 года отменено, по делу принято новое решение, которым Хазееву А.Г. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Хазеевым А.Г. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанного выше апелляционного определения, а также о направлении административного дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 октября 2019 года кассационная жалоба Хазеева А.Г. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, о времени и месте проведения которого участвующие в деле лица извещены Девятым кассационным судом общей юрисдикции.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 апреля 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов административного дела, 16 марта 2018 года Хазеев А.Г, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1450 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", и находящегося на указанном земельном участке жилого дома с кадастровым номером 25:28:010031:385, площадью 37, 5 кв. м, обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 300 кв. м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010031:238 в целях его дальнейшего получения без проведения торгов в порядке перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Письмом от 6 апреля 2018 года за исх. N Департамент уведомил административного истца о невозможности утверждения представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку данная схема содержит сведения, подлежащие засекречиванию в соответствии с Приказом от 27 февраля 2017 года N
В силу пунктов 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно положениям пунктов 1 и 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в случае образования земельных участков путём перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на момент подачи заявления Хазеева А.Г. Департамент являлся соответствующим уполномоченным органом в силу положений Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края", постановления Администрации Приморского края от 5 декабря 2012 года N 374-па "Об утверждении положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края".
Из содержания подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в случае несоответствия схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке.
В свою очередь, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отменяя решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 28 ноября 2018 года и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Хазеева А.Г, суд апелляционной инстанции пришёл к верному выводу о том, что в соответствии с положениями пункта 60 Указа Президента Российской Федерации от 11 февраля 2006 года N 90 "О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне", раздела 3.4 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 01 (действующего в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 456-дсп), Приказа от 27 февраля 2017 года N 1с/МО, учитывая, что схема расположения формируемого земельного участка площадью 300 кв. м, которую просил утвердить заявитель, включала в себя сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, Департамент, обязанный в силу требований статьи 16 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" обеспечивать защиту информации, составляющей государственную тайну, обосновано не принял положительного решения в рамках процедуры образования испрашиваемого земельного участка, отказав в утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Доводы кассационной жалобы о том, что прошедший государственную регистрацию Приказ от 27 февраля 2017 года N 1с/МО не может применяться и не может служить основанием для регулирования каких-либо правоотношений с участием неопределённого круга лиц, поскольку он не был опубликован в установленном действующим законодательством порядке, несостоятельны, поскольку в силу положений пунктов 8, 10, 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Ссылки административного истца на заключение комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю) от 13 июня 2018 года, согласно которому бумажная копия обзорной схемы масштаба 1:2000 на 1 листе и топографический план масштаба 1:500, выполненный ООО "Геодезист" в феврале 2014 года на объект "земельный участок "адрес"", не содержат сведений, составляющих государственную тайну, обосновано не приняты судом апелляционной инстанции в связи с тем, что в материалах дела не имеется доказательств того, что представленные Хазеевым А.Г. 28 мая 2018 года (то есть после принятия административным ответчиком обжалуемого решения) в Управление Росреестра по Приморскому краю указанные выше обзорная схема и топографический план, аналогичны по содержанию схеме расположения земельного участка площадью 300 кв. м, которая была представлена административным истцом в Департамент 16 марта 2018 года при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 апреля 2019 года, поскольку не свидетельствуют о каком-либо несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, а также о неправильном применении или нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 4 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хазеев А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.