Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Павлуцкого Е.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Павлуцкого Е.А. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об исключении молодой семьи из списков получателей социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Павлуцкий Е.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным иском к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения межведомственной комиссии городского округа "город Якутск" от 10 апреля 2019 года N 4 об исключении семьи истца из списков получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
В обоснование своих требований Павлуцкий Е.А. указал, что 2 июля 2018 года решением межведомственной комиссии городского округа "город Якутск" его семья: он, супруга ФИО2 и четверо несовершеннолетних детей включены в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с нуждаемостью в жилом помещении, поскольку на момент постановки на учет он с членами семьи был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 62 кв.м, в котором на каждого члена семьи приходилась площадь менее установленной учетной нормы 9 кв.м.
Решением межведомственной комиссии городского округа "город Якутск" от 10 апреля 2019 года N 4 его семья исключена из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и сводного списка участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы" по причине отсутствия нуждаемости в жилом помещении.
Административным ответчиком было установлено, что с 5 июля 2018 года он с членами семьи зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". Данный дом принадлежит на праве собственности его отцу ФИО1 При определении нуждаемости межведомственной комиссией были учтены все жилые помещения, принадлежащие ФИО1 на праве собственности. Между тем, административным ответчиком не учтено, что он членом семьи ФИО1 не является, поскольку они совместное хозяйство не ведут, единого бюджета не имеют, фактически ФИО1 проживает по другому адресу, его вселение с семьей в указанное жилое помещение связано с отсутствием другого жилого помещения. По его мнению, при определении обеспеченностью жилой площадью молодой семьи недопустимо исходить из суммарной площади жилых помещений, принадлежащих иным лицам, в том числе ФИО1, который не является членом молодой семьи.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Павлуцкого Е.А. отказано.
В кассационной жалобе административным истцом Павлуцким Е.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права и удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены такого рода нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Как следует из материалов дела, Павлуцкий Е.А. с семьей, состоящей из 6 человек, будучи зарегистрированными в жилом помещении по адресу: "адрес", площадью 62 кв.м, были поставлены на учет для участия в мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" в соответствии с порядком предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы.
Решением межведомственной комиссии городского округа "город Якутск" от 10 апреля 2019 года N 4 семья административного истца исключена из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников программы по причине отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленной в материалы дела поквартирной карточке (л.д.40) с 5 июля 2018 года Павлуцкий Е.А. и все члены его семьи: супруга ФИО2, дети ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", площадью 49, 8 кв.м, принадлежащем на праве собственности отцу заявителя ФИО1
Исходя из общей площади принадлежащих ФИО1 жилых помещений, которая составляет 370, 2 кв.м, межведомственная комиссия определила, что на каждого члена молодой семьи приходится 30, 85 кв.м. площади, что превышает учетную норму, установленную в г. Якутске (9 кв.м.) постановлением городского собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года N N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения", в связи с чем пришла к выводу об обеспеченности жилым помещением семьи административного истца свыше учетной нормы и исключила из числа участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Признавая указанное решение законным и принимая решение об отказе в удовлетворении требований Павлуцкого Е.А, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспеченность жильем молодой семьи административного истца должна определяться исходя из суммарной общей площади всех имеющихся в собственности его отца ФИО1 жилых помещений, поскольку указанные лица с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации являются членами одной семьи.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что указанный вывод сделан при неправильном применении и толковании норм материального права.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение подлежит безусловному применению в случае наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им лица.
Исходя из указанного, по данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом заявленных Павлуцким Е.А. требований, вытекающих из права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, являются следующие обстоятельства: вселен ли Павлуцкий Е.А. в жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", отцом ФИО1 в качестве члена семьи собственника; имело ли место совместное проживание Павлуцкого Е.А. и собственника жилого помещения; заключалось ли между собственником ФИО1 и Павлуцким Е.А. какое-либо соглашение, определяющее право административного истца на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Только, исходя из данных обстоятельств, можно сделать вывод о сохранении Павлуцким Е.А. в результате такого вселения и регистрации по месту жительства статуса нуждающегося в получении социальной выплаты.
При этом, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Данное разъяснение также подлежит учету при оценке факта регистрации отца заявителя ФИО1 в жилом помещении, как его собственника, в которое была вселена семья административного истца.
Между тем, судами нижестоящих инстанций в ходе разбирательства по делу указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела и подлежащие обязательному установлению и исследованию в ходе судебного разбирательства, не были выяснены.
Согласно части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
В нарушение указанных требований процессуального закона фактические основания, по которым административным ответчиком принято оспариваемое решение об исключении молодой семьи Павлуцкого Е.А. из списка получателей социальной выплаты в 2019 года и сводного списка участников мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" судом первой инстанции не установлены, а выводы о наличии правовых оснований для снятия с учета для получения социальной выплаты сделаны без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Не устранены данные нарушения и при рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции приведенным требованиям не отвечают, поскольку приняты при неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и существенном нарушении норм процессуального права о всестороннем и полном установлении всех фактических обстоятельств по административному делу, что привело к принятию неправильных судебных актов, повлияло на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2019 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.