Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Красиковой О.Е, судей Шульги А.А, Роженцевой Ю.В, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-32/2019) по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Сенкевича Александра Константиновича на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2019 г, которым удовлетворено административное исковое заявление наслежной администрации муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании неправомочным состава наслежного Совета депутатов.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Медведевой М.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Наслежная администрация муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) в лице главы администрации обратилась в суд с административным иском о признании неправомочным состава наслежного Совета депутатов муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее - наслежный Совет депутатов). Свои требования административный истец обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы указанного Совета депутатов, по итогам которых был сформирован состав из 7 депутатов. Решениями Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений прекращены полномочия трех депутатов. В итоге численный состав наслежного Совета депутатов уменьшился и составил 4 депутата, то есть менее 2/3 от установленного количества. Пятилетний срок полномочий наслежного Совета депутатов истекает ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наслежный Совет депутатов, оставшийся в составе менее 2/3 от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов, не может принять решение о проведении дополнительных выборов, поскольку срок полномочий в случае их избрания составил бы менее одного года, следовательно, нынешний состав наслежного Совета депутатов следует считать неправомочным, нарушающим права жителей данного поселения на осуществление местного самоуправления и надлежащее решение вопросов местного значения.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, признан неправомочным состав наслежного Совета депутатов муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия), избранный на выборах, состоявшихся 13 сентября 2015 г.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Сенкевич А.К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что прекращение полномочий 1/3 от установленной численности депутатов не является безусловным основанием для принятия судом решения о неправомочности состава представительного органа в связи со сложением депутатами своих полномочий, поскольку заседание представительного органа является правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Кроме того, установление факта неправомочности состава представительного органа не зависит от решения вопроса о назначении дополнительных выборов, полномочия наслежного Совета депутатов заканчиваются в сентябре 2020 г. и по окончании срока полномочий будут проведены выборы депутатов очередного созыва.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Саха (Якутия) и административным истцом представлены возражения, в которых указанные лица просят решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомочности состава наслежного Совета депутатов, поскольку на день рассмотрения дела в его составе осталось четыре депутата из семи, что составляет менее двух третей от установленной численности депутатов, и о невозможности принятия решения о назначении дополнительных выборов.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок в правомочном составе (часть 1.2 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Следовательно, при избрании представительного органа муниципального образования в правомочном составе, собравшегося на свое первое заседание, полномочия депутатов этого органа в силу пункта 2 части 10 статьи 40 названного Федерального закона могут быть прекращены досрочно в случае их отставки по собственному желанию. При этом в соответствии с частью 11 этой же статьи полномочия депутата в случае его отставки по собственному желанию в установленные данной нормой сроки прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования.
Согласно положениям статьи 22 Устава муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее - Устав) наслежный Совет депутатов состоит из 7 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательной системе мажоритарного типа (пункт 1 Устава).
Наслежный Совет депутатов избирается сроком полномочий на пять лет (пункт 2 Устава).
Наслежный Совет депутатов приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов наслежного Совета депутатов.
Заседания наслежного Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 3 Устава).
В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов наслежного Совета депутатов либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим Уставом наслежный Совет депутатов имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 установленной численности депутатов наслежного Совета депутатов) до проведения дополнительных выборов депутатов по освободившимся округам (пункт 5 Устава).
Из смысла приведенных норм вышеуказанного Федерального закона и положений Устава муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) следует, что состав наслежного Совета депутатов является правомочным при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов (7 депутатов), что составляет 5 депутатов, а заседание Совета депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов (4 депутата).
Судом установлено и видно из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы наслежного Совета депутатов муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия), по итогам которых избранными депутатами по единому многомандатному избирательному округу признаны: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11
Решением наслежного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N на основании личных заявлений досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО8, ФИО9
Решением наслежного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N на основании личного заявления досрочно прекращены полномочия депутата ФИО7
В силу пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения суда о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Пунктами 8, 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что если в случае досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Таким образом, в случае, если в результате сложения депутатами своих полномочий и принятия решений органом о досрочном прекращении их полномочий представительный орган остался в неправомочном составе (менее 2/3 от установленной численности депутатов), но оставшаяся численность от числа избранных депутатов в соответствии с Уставом позволяет ему на основании пункта 8 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принять решение о назначении дополнительных выборов, полномочия такого органа не могут быть прекращены досрочно.
Однако, как следует из материалов дела, пятилетний срок полномочий наслежного Совета депутатов истекает в сентябре 2020 г.
В силу пункта 10 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
На день подачи административного искового заявления наслежный Совет депутатов муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) насчитывал в своем составе 4 из 7 депутатов, что составляет менее двух третей от установленной Уставом численности депутатов и, несмотря на возможность проведения правомочных заседаний в таком составе, решение о проведении дополнительных выборов для замещения освободившихся депутатских мандатов принять не мог в силу прямого запрета закона.
Учитывая, что наслежный Совет депутатов муниципального образования "Ботуобуйинский наслег" Мирнинского района, оставшийся в составе менее двух третей от установленной Уставом поселения численности депутатов, не может принять решения о назначении дополнительных выборов депутатов, поскольку срок полномочий в случае их избрания составил бы менее одного года, суд принял правильное решение о признании такого состава Совета депутатов неправомочным, с чем соглашается судебная коллегия.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
По указанным основаниям суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что состав наслежного Совета депутатов не может быть признан неправомочным, поскольку заседания представительного органа являются правомочными, а по окончании срока полномочий депутатов наслежного Совета депутатов будут проведены выборы депутатов очередного созыва.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Сенкевича Александра Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи А.А. Шульга
Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.