Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Красиковой О.Е. и Вольной Е.Ю, при секретаре Ковалевой С.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (3а-116/2019) по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Чеберяка В.С. на решение Омского областного суда от 19 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление Великодного Николая Ивановича о признании неправомочным состава представительного органа муниципального образования удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ состоялись муниципальные выборы, по результатам которых состав Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Совет Лузинского сельского поселения) был сформирован в количестве пятнадцати депутатов.
Великодный Н.И, проживающий на территории ФИО2 сельского поселения, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании состава депутатов Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области неправомочным с даты досрочного прекращения полномочий депутатом Совета Лузинского сельского поселения БЮЮ.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что в связи с досрочным прекращением полномочий депутатом Совета Лузинского сельского поселения БЮЮ ДД.ММ.ГГГГ, количество избранных депутатов Совета Лузинского сельского поселения стало составлять 9 человек, то есть менее двух третей от установленной численности депутатов, что препятствует деятельности Совета Лузинского сельского поселения на законных основаниях и нарушает права заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления через своих представителей.
Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен, состав представительного органа муниципального образования - Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, избранный на муниципальных выборах, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, признан неправомочным.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Чеберяк В.С. просит решение суда первой инстанции отменить. Полагает, что на момент вынесения судом решения Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области являлся правомочным, численность депутатов установилась в количестве 10, что составляет две трети от установленной численности и более 50 процентов, так как срок принятия Советом решения о досрочном прекращении полномочий депутата БЮЮ в связи с отставкой по собственному желанию не истек.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1).
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1).
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).
Согласно пункту 1 и абзацу 1 пункта 2 статьи 18 Устава муниципального образования Лузинское сельское поселение Омского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Устав), Совет Лузинского сельского поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Численность депутатов Совета Лузинского сельского поселения устанавливается в количестве 15 человек.
Пунктом 4 статьи 18 Устава предусмотрено, что Совет Лузинского сельского поселения решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях. Под сессией понимается одно или несколько заседаний Совета, посвященные обсуждению единой повестки дня. Заседание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Исходя из вышеизложенных правовых положений, Совет Лузинского сельского поселения может осуществлять свои полномочия при условии избрания не менее двух третей (10 депутатов) от установленной численности депутатов (15 депутатов). Заседание Совета Лузинского сельского поселения правомочно, если на нем присутствуют 8 и более депутатов.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении административного дела установлено следующее.
Решением избирательной комиссии Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N выборы депутатов Совета по многомандатным избирательным округам N, N, N признаны состоявшимися и действительными. Избранными депутатами признаны: по десятимандатному избирательному округу N - ФИО8, ФИО3, ФИО9, БЮЮ, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО7, ФИО14; по трехмандатному избирательному округу N - ФИО15, ФИО16, ФИО17; по двухмандатному избирательному округу N - ФИО18, ФИО19
Таким образом, представительный орган Лузинского сельского поселения в результате выборов, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, сформирован в составе 15 депутатов, избранных сроком на 5 лет.
Решениями Совета от ДД.ММ.ГГГГ N N досрочно были прекращены полномочия депутатов - ФИО3, ФИО11 и ФИО19, в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции".
ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены полномочия депутата ФИО8, в связи со смертью (на основании решения Совета Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N).
Решением окружной избирательной комиссии двухмандатного избирательного округа N ФИО2 сельского поселения Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N в качестве депутата по избирательному округу N ФИО2 сельского поселения был зарегистрирован ФИО20
ДД.ММ.ГГГГ досрочно прекращены полномочия депутата ФИО15, в связи с представлением заявления о досрочном сложении полномочий (на основании решения Совета Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N).
На основании решения Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, досрочно прекращены полномочия депутата Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО18
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ численный состав Совета Лузниского сельского поселения составил 10 человек.
ДД.ММ.ГГГГ в Совет Лузинского сельского поселения поступило заявление депутата БЮЮ о прекращении своих полномочий по собственному желанию.
На момент рассмотрения спора судом первой инстанции Советом какого-либо решения по заявлению депутата БЮЮ не принято.
Федеральный законодатель, устанавливая правовой статус депутата органов местного самоуправления, предусмотрел в качестве одного из оснований прекращения полномочий депутата отставку по собственному желанию (часть 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ).
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.
Аналогичные предписания содержатся в подпункте 2 статьи 27 и пункте 2 статьи 35 Устава Лузинского сельского поселения.
Системное толкование вышеприведенных положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ и Устава Лузинского сельского поселения позволяет утверждать, что досрочное прекращение полномочий депутатов должно быть рассмотрено на сессии (заседании) Совета Лузинского сельского поселения, по результатам которого не позднее чем через 30 дней принимается соответствующее решение.
Как установлено судом первой инстанции, БЮЮ подал заявление о досрочном прекращении полномочий в день внеочередного заседания сессии. На назначенном ДД.ММ.ГГГГ очередном заседании Совета, повестка которого включала рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата БЮЮ, заявление не было рассмотрено в связи с отсутствием кворума.
Учитывая, что в установленный тридцатидневный срок, решение о досрочном прекращении депутатских полномочий депутата Совета БЮЮ принято не было, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, правильно исходил из того, что такие полномочия следует считать прекращенными, поскольку, депутатская деятельность БЮЮ с даты подачи заявления о досрочном прекращении полномочий не осуществлялась, заявление об этом отозвано не было.
В судебном заседании судом первой инстанции был надлежащим образом исследован факт сложения депутатом БЮЮ своих полномочий. Обстоятельств, которые позволили бы сомневаться в добровольности написанного депутатом заявления, а также в достоверности его волеизъявления о сложении депутатских полномочий, не установлено.
При рассмотрении настоящего дела БЮЮ был допрошен судом в качестве свидетеля и подтвердил добровольное сложение депутатских полномочий и отсутствие намерения исполнять их.
В связи с чем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент рассмотрения дела в суде фактически численность депутатов Совета установилась в количестве 9, что составляет менее двух третей от установленной численности депутатов, определенной Уставом, и свидетельствует о неправомочности состава Совета, поскольку отсутствуют правовые основания считать БЮЮ действующим депутатом.
Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") предусмотрено, что при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы (пункт 8); в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, если в округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов (пункт 9). Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более 1 года (пункт 10 указанной статьи). Согласно пункту 12 той же статьи, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы.
Поскольку действующий состав Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области избран ДД.ММ.ГГГГ на пятилетний срок, то его полномочия заканчиваются в сентябре 2020 года, в связи с чем, суждение суда первой инстанции о невозможности проведения дополнительных выборов является верным.
Учитывая, что Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оставшийся в составе менее двух третей от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов, не может принять решения о назначении дополнительных выборов депутатов, поскольку срок полномочий в случае их избрания составил бы менее одного года, суд принял правильное решение о признании такого состава Совета неправомочным.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения, все эти доводы судом проверялись, им дана соответствующая надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении, с которой судебная коллегия согласна.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омского областного суда от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.И.Сумачакова
Судьи: О.Е.Красикова
Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.