Дело N 88а-649/2019 |
|
1 ноября 2019 года |
г. Москва |
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Смирнова Е.Д, рассмотрев в порядке ст. 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) поступившую 10 октября 2019 года кассационную жалобу Ершова Алексея Анатольевича на судебный приказ мирового судьи судебного участка N 146 района Строгино г. Москвы от 18 июля 2019 года по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России N 34 по г. Москве о выдаче судебного приказа о взыскании с Ершова А.А. недоимки за 2015 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, и пени (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-108/2019), установила:
ИФНС N 34 по г. Москве обратилась к мировому судье судебного участка N 146 района Строгино г. Москвы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ершова А.А. недоимки за 2015 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в размере 1041196 рублей и пени в размере 1075 руб. 90 коп.
Заявление мотивировано тем, что согласно полученным сведениям от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Главное управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве), а также органов технической инвентаризации, осуществляющих оценку строений, помещений и сооружений (МосгорБТИ), Ершов А.А. в спорный налоговый период владел, в частности, следующим имуществом:
- квартира по адресу: "адрес", с кадастровым номером: N, площадью N кв.м.;
- квартира по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью N кв.м.;
- иные строения, помещения, сооружения по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью N кв.м.;
- иные строения, помещения, сооружения по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью N кв.м.;
- помещение по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью N кв.м.
В связи с неуплатой налога в соответствии с требованиями ст.ст. 45, 363 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщику налоговой инспекцией было направлено налоговое уведомление об уплате суммы налога за 2015 год в размере 1041196 рублей. По истечении установленного в налоговом уведомлении срока согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ Ершову А.А. направлено требование об уплате налога в указанном размере, а также пени за неуплату налога в размере 1075 руб. 90 коп. Неисполнение обязанности по уплате налога послужило основанием для обращения налоговой инспекции к мировому судье с настоящим заявлением.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 146 района Строгино г. Москвы от 18 июля 2019 года с Ершова А.А. взыскана недоимка за 2015 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в размере 1041196 рублей, а также пеня в размере 1075 руб. 90 коп.
Указанный судебный приказ вступил в законную силу 13 августа 2019 года.
Определением мирового судьи судебного участка N 146 района Строгино г. Москвы от 2 октября 2019 года возражения должника Ершова А.А. относительно исполнения судебного приказа от 18 июля 2019 года возвращены заявителю ввиду пропуска срока представления этих возражений по неуважительным причинам.
Данный судебный приказ обжалован Ершовым А.А. в кассационном порядке по мотивам незаконности.
Оспаривая законность судебного приказа лишь в части взыскания налога на имущество в отношении помещения по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, в кассационной жалобе им ставится вопрос об изменении судебного приказа и взыскании налога в размере 24206 рублей.
В обоснование приводятся доводы о том, что налоговая база в отношении указанного помещения, расположенного в здании торгового центра, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, налоговым органом ошибочно определена исходя из кадастровой стоимости на основании примечания к Приложению N 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По мнению автора жалобы, в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ Правительство Москвы обязано вносить объект налогообложения в Перечень путем указания сведений о нем. Соответственно, в отсутствие спорного принадлежащего ему помещения в Перечне в качестве объекта налогообложения по смыслу п. 2 ст. 346. 11 НК РФ он освобожден от уплаты налога на это имущество.
Кроме того, он не является налогоплательщиком по нему, поскольку применяет упрощенную систему налогообложения, а предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП состав сведений только в виде кадастрового номера здания, в котором находятся помещения, и адреса этого здания противоречит Приказу ФНС РФ от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из содержания и смысла подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что недвижимым имуществом, признаваемым объектом налогообложения, налоговая база которых исчисляется как их кадастровая стоимость, признается не только административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), то есть здания (строения, сооружения), но и помещения в них.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", вступившим с 1 января 2015 года, утвержден Перечень объектов, в соответствии с которым (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении здания, в котором находится принадлежащее Ершову А.А. помещение, налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Приложение N 1).
Согласно сноске к Приложению N 1 помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. В случаях если здание (строение, сооружение) не состоит на кадастровом учете, в отношении данного здания (строения, сооружения) кадастровый номер не указывается, при этом указываются сведения о расположенных в нем помещениях, состоящих на кадастровом учете.
В указанной части постановление Правительства Москвы является действующим, соответственно, подлежит применению.
Пунктом 1 статьи 403 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 408).
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, анализ приведенных выше норм налогового законодательства во взаимосвязи с постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП позволяет прийти к выводу о том, что принадлежащее Ершову А.А. помещение, расположенное в здании торгового центра, включено в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, вследствие чего в силу пункта 3 статьи 402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении него правомерно определена исходя из его кадастровой стоимости.
В связи с изложенным приводимые в кассационной жалобы доводы о том, что налоговая база в отношении принадлежащего Ершову А.А. помещения ошибочно определена исходя из его кадастровой стоимости, являются несостоятельными.
Что касается утверждения Ершова А.А. о том, что он не является плательщиком налога на имущество физических лиц ввиду применения им упрощенной системы налогообложения, то оно также ошибочно.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие её в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).
Таким образом, применительно к упомянутой норме Ершов А.А. в отношении спорного имущества является плательщиком налога на имущество физических лиц.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы Ершова А.А. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
судебный приказ мирового судьи судебного участка N 146 района Строгино г. Москвы от 18 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ершова Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.