Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Сорокина С.В. и Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Центрального районного суда г.Твери от 13 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17 апреля 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Твери в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Твери о признании незаконным бездействия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции: N 2а-539/2019).
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Склярука С.А, объяснения представителя администрации города Твери по доверенности Никитиной Елены Борисовны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова Ильи Владимировича, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Центрального района города Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением к администрации г. Твери, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, обязать администрацию г. Твери в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Заявленные прокурором требования были мотивированы тем, что в результате проведенной с 15.11.2018г. по 14.12.2018г. в администрации города Твери проверки соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в границах городского округа, а также организации работы антитеррористической комиссии администрации города Твери, было установлено отсутствие муниципальных программ в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
Прокурор, обращаясь с указанным административным иском, полагал, что бездействие администрации г. Твери в данной части влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровья и общественную безопасность, профилактику террористической и экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма, в силу чего оно является противоправным и недопустимым.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 13 февраля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17 апреля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации г. Твери - без удовлетворения.
В кассационной жалобе административным ответчиком поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, в связи с их необоснованностью, а также в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений, которые в силу положений части 2 статьи 328 КАС РФ являлись бы основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Так, по делу установлено, что прокуратурой Центрального округа города Твери с 15.11.2018г. по 14.12.2018г. в администрации города Твери проводилась проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в границах городского округа, а также организации работы антитеррористической комиссии администрации города Твери, в ходе проведения которой установлено отсутствие муниципальных программ в сфере противодействия терроризму и экстремизму в городском округе.
Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и (или) интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, закреплено в части 1 статьи 39 КАС РФ.
Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что к вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального городского округа.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-Ф3 "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно пунктам 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относятся: в сфере законодательной деятельности относится - принятие на муниципальном уровне соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма; в сфере государственной национальной политики - разработка и реализация с участием институтов гражданского общества муниципальных программ по противодействию экстремизму.
Установив, что административным ответчиком не разработаны и не утверждены соответствующие муниципальные программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которых было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета города Твери, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о невыполнении администрацией г. Твери обязанностей, предусмотренных приведенными положениями вышеуказанных Федеральных законов, установив в связи с этим нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на нормах материального права, соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобы доводы не содержат обоснованных ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
В частности вопреки доводам кассационной жалобы положения вышеуказанных норм Федеральных законов от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 6.03.2006 N35-Ф3 "О противодействии терроризму" и от 25.07.2002 N114-Ф3 "О противодействии экстремистской деятельности", исходя из их системного толкования и с учетом приведенных положений Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, обязывают органы местного самоуправления разрабатывать и утверждать на муниципальном уровне целевые программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, обеспечивая при этом их реализацию необходимым финансированием из средств соответствующего бюджета.
Кроме того, доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам также не могут повлечь отмену судебных постановлений первой и апелляционной инстанций, поскольку представленными в материалах дела доказательствами не подтверждается выполнение административным ответчиком возложенных вышеназванными Федеральными законами обязанностей в части разработки и утверждения соответствующих целевых муниципальных программ, выполнение которых было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета муниципального образования.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 13 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий Склярук С.А.
Судьи Сорокин С.В.
Смирнова Е.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.