Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Брандиной Н.В.
Федоровой И.А.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-178/2019 по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, расположенной в автогородке "Лесной" у гаража *, *
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области на
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 22 августа 2019 г, по которому постановлено:
"Исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, о понуждении организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта 67.940801, долгота 34.564322, по адресу:... на территории возле гаражей *, в срок до 30 ноября 2019 года".
Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов жалобы первого заместителя прокурора Мурманской области Фирсова С.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Ловозерского района Мурманской области, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области о возложении обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора.
В обосновании требований истец указал, что 17 июня 2019 г. прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории г.п. Ревда Ловозерского района, по результатам которой установлено наличие несанкционированной свалки мусора у гаражей * и * в автогородке ***, на участке местности с координатами: широта 67.940801, долгота 34.564322 (использована система глобального позиционирования - GPS).
Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка мусора, расположен в границах территории муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района.
Организация сбора и вывоза твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Неисполнение ответчиком возложенных законом обязанностей ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В этой связи истец просил суд обязать ответчика в срок до 30 ноября 2019 г. организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки мусора.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ловозерского района Мурманской области Матвеева Е.О. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика - и.о. главы администрации муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области Басавин Ю.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области Басавин Ю.В. просит решение суда отменить, ссылается на невозможность его исполнения по причине отсутствия финансирования на цели ликвидации несанкционированных свалок.
Повторяет доводы о том, что сбор твердых бытовых отходов должен осуществлять региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым является АО "Управление отходами", действующий на основании Соглашения "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области", заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
По мнению подателя жалобы, администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования г.п.Ревда, утвержденных решением Совета депутатов г.п. Ревда от 25.10.2017 N 200-03, надлежащее санитарное состояние территорий массивов боксовых гаражей и прилегающих территорий обеспечивают гаражные кооперативы, а собственники (правообладатели) индивидуальных гаражей - территории индивидуальных гаражей и прилегающей территории.
Считает, что прокурору необходимо было обратиться с требованием о ликвидации несанкционированной свалки мусора, непосредственно к собственникам гаражей, допустившим ее образование.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ловозерского района Мурманской области Матвеева Е.О. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Положениями статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что земельный участок в районе гаражей * и * в автогородке *** с координатами: широта 67.940801, долгота 34.564322, расположен в границах территории муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области.
17 июня 2019 г. в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ловозерского района Мурманской области, выявлено, что на указанном участке местности возле гаражей образована несанкционированная свалка крупногабаритного мусора (бытовых отходов), о чем свидетельствует составленная прокуратурой справка о проверке соблюдения природоохранного законодательства.
Установив, что на день рассмотрения дела крупногабаритный мусор на указанной территории не убран, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области обязанности по ликвидации свалки, исходя из того, что несанкционированное складирование отходов образовано на земле, относящейся к территории муниципального образования, при этом организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Оснований признать такой вывод неправильным судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует материалам дела.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с оценкой судом обстоятельств дела не ставит под сомнение законность выводов суда.
Доводы в жалобе о том, что суд необоснованно возложил на администрацию г.п. Ревда Ловозерского района обязанность обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки по мотиву отсутствия соответствующего финансирования на данные цели, наличия регионального оператора, с которым заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области, а также возможности обратиться с требованием ликвидации свалки непосредственно к собственникам гаражей, допустивших ее образование, являются необоснованными, поскольку принятие мер по ликвидации несанкционированного складирования отходов отнесено к вопросам органов местного самоуправления.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, среди которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которыми установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - Правила).
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Материалами дела подтверждено, что Решением Совета депутатов г.п. Ревда Ловозерского района от 21 декабря 2005 г. N 27 (в ред. от 27 марта 2018 г. N 218-03) утвержден Устав муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, которым к вопросам местного значения г.п. Ревда отнесена в частности организация деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов (пункт 19 части 1 статьи 5 Устава).
В соответствии с соглашением "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области" от 10 января 2018 г, таким региональным оператором на территории Мурманской области является АО "Управление отходами".
Вместе с тем, как указывалось выше, земельный участок возле гаражей * и * в автогородке ***, на участке местности с координатами: широта 67.940801, долгота 34.564322, в соответствии с законом Мурманской области от 29 декабря 2004 г. N 582-01-ЗМО "Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области", генеральным планом муниципального образования г.п. Ревда и пгт Ревда Ловозерского района Мурманской области, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района от 25 января 2010 г. N 277 и схемой к нему, расположен в границах территории муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области.
Судом установлено и следует из генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района на 2018-2033 г, утвержденной решением Совета депутатов г.п. Ревда Ловозерского района от 27 марта 2018 г. N 219-03, территория, на которой расположена несанкционированная свалка, находится вне зоны мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, обустроенных органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из дела видно, что собственник отходов находящихся на спорном земельном участке не установлен, доказательств с достоверностью свидетельствующих о принадлежности отходов каким-либо лицам, как суду первой инстанции, так и апелляционной инстанции не представлено.
При этом указание в жалобе на принадлежность выявленной свалки собственникам гаражных боксов, входящих в автогородок "Лесной", основано на предположениях стороны ответчика, надлежащими доказательствами не подтверждено.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика в материалы дела не представлено доказательств принадлежности земельного участка (территорий) на каком-либо вещном праве иным лицам, на которых могло бы быть возложено выполнение указанной обязанности.
Таким образом, оснований полагать, что не ответчик, а иное лицо, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, несет ответственность по исполнению обязательства по ликвидации несанкционированной свалки, не имеется.
В данном случае факт бездействия администрации г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на муниципальной земле, нашел свое подтверждение, доказательств его опровергающих не представлено.
Поскольку ответчиком не предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора Ловозерского района, предоставив ответчику разумный срок для ликвидации несанкционированной свалки.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели не влечет отмену решения суда, поскольку данный факт не является основанием для освобождения от исполнения администрацией г.п. Ревда Ловозерского района установленных законодательством обязанностей.
Иных правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Дело разрешено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением процессуального законодательства.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ловозерского районного суда Мурманской области от 22 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.