Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Юрьевой А.В, судей Рыжих Е.В, Квасовой О.В, при секретаре Плиевой З.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжих Е.В. дело по апелляционным жалобам Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области, Министерства финансов Российской Федерации на решение Калужского районного суда Калужской области от 21 мая 2019 года по иску Лавровой И. Н. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛА:
обратившись 13 февраля 2019 года с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Лаврова И.Н. просила взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда, причиненного вследствие неосновательного уголовного преследования, в сумме 500 000 руб, а также расходы на оплату услуг адвоката в размере 40 000 руб.
Требования мотивированы тем, что приговором Калужского районного суда Калужской области от 19 ноября 2019 года она была осуждена по части 1 статьи 135 и по части 2 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 10 января 2019 года приговор изменен, уголовное дело в отношении истца по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием в деянии состава преступления, за истцом признано право на реабилитацию. Незаконным уголовным преследованием ей причинен моральный вред.
Определением судьи от 15 февраля 2019 года Лавровой И.Н. отказано в принятии искового заявления в части взыскания расходов, связанных с оплатой услуг адвоката в связи с осуществлением защиты по уголовному делу.
Истец Лаврова И.Н. и ее представитель Фролов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области Богатырев А.А. возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица УМВД России по Калужской области Борисова О.И. полагала не подлежащими удовлетворению исковые требования.
Представитель третьего лица прокуратуры Калужской области Власова Л.Д. полагала исковые требования обоснованными, а размер компенсации морального вреда полагала завышенным.
Решением Калужского районного суда Калужской области исковые требования Лавровой И.Н. удовлетворены частично, постановлено взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Лавровой И.Н. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В апелляционных жалобах УМВД России по Калужской области и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области Богатырева А.А. и представителя УМВД России по Калужской области Хатеевой Н.С, поддержавших доводы жалоб, представителя прокуратуры Калужской области Васиковой Н.Г, возражавшей против доводов жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается в силу пункта 1 статьи 1070 указанного Кодекса за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Как видно из дела, приговором Калужского районного суда Калужской области от 19 ноября 2018 года Лаврова И.Н. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 135, частью 2 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ей назначено наказание: за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, в виде 200 часов обязательных работ, за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, в виде лишения свободы на срок 2 года; на основании части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации Лавровой И.Н. по совокупности преступлений назначено наказание путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде лишения свободы на срок 2 года; на основании статьи 73 Уголовного кодекса Российского Федерации назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года, в течение которого осужденная своим поведением должна доказать свое исправление.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 10 января 2019 года приговор в отношении Лавровой И.Н. в части ее осуждения по части 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации отменен, уголовное дело в указанной части прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием в деянии состава преступления, за Лавровой И.Н. в этой части признано право на реабилитацию.
Из материалов уголовного дела в отношении Лавровой И.Н. следует, что 24 мая 2018 года Следственным отделом по г. Калуге следственного управления Следственного комитета РФ по Калужской области возбуждено уголовное дело N 11802290002000106 в отношении Лавровой И.Н. по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, 26 июня 2018 года в отношении Лавровой И.Н. возбуждено уголовное дело N 11802290002000138 по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации.Постановлением руководителя следственного отдела по г. Калуге следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Калужской области уголовные дела N 11802290002000106 и N 11802290002000138 соединены, соединенному уголовному делу присвоен N 11802290002000106.
Мера пресечения в отношении Лавровой И.Н. не избиралась.
В ходе рассмотрения Калужским районным судом Калужской области уголовного дела в судебном заседании 19 ноября 2018 года государственный обвинитель в соответствии с частью 7 статьи 246 Уголовно-процессуального кодекса отказался от обвинения Лавровой И.Н. по квалифицирующему признаку преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, как совершенного с использованием средств массовой коммуникации, в том числе, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и просил суд квалифицировать действия подсудимой по данному эпизоду по части 2 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации как распространение порнографических материалов среди несовершеннолетних, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд в соответствии с вышеприведенными нормами права пришел к верному выводу о том, что оправдание осужденной Лавровой И.Н. по части 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что истцу был причинен моральный вред в результате незаконного уголовного преследования по указанной выше статье.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют в том числе подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", с учетом положений части 2 статьи 133 и части 2 статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию имеют как лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, так и лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства либо уголовное дело прекращено и (или) приговор отменен по таким основаниям в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, либо об отмене незаконного или необоснованного постановления о применении принудительных мер медицинского характера.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным исследованными судом доказательствами.
Решение суда отвечает требованиям статей 150, 151, 1070, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области, Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.