Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А, судей Сычева Ю.В. и Жудова Н.В, при секретаре Колесниченко А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Малинина Р.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 20 августа 2019 года по административному исковому заявлению Малинина Романа Владимировича к Отделу по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги, Городской Управе города Калуге об оспаривании заключения о невозможности быть усыновителем, установила:
24 июля 2019 года Малинин Р.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным заключение Отдела по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги от 23 мая 2019 года N о невозможности его быть усыновителем и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.
В обоснование требований административного иска указано на то, что приведенные в оспариваемом заключении выводы о невозможности Малинина Р.В. быть усыновителем несовершеннолетнего ребенка являются не основанными на законе и нарушают его права.
Малинин Р.В. и его представитель по доверенности Рахмилова Т.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель Отдела по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги и Городской Управы города Калуги по доверенностям Белова А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо Малинина И.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 августа 2019 года в удовлетворении указанного административного искового заявления Малинина Р.В. было отказано.
В апелляционной жалобе Малина Р.В. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения Малинина Р.В. и его представителя Дроздова П.В, Малининой И.В, поддержавших жалобу, представителя Отдела по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги Бирюковой А.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Малинин Р.В. 14 мая 2019 года обратился в Отдел по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги с заявлением о выдаче заключения о возможности быть усыновителем.
По результатам рассмотрения заявления, Отделом по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги выдано заключение от 23 мая 2019 года N 2212/22-19 о невозможности Малинина Р.В. быть усыновителем.
При выдаче указанного заключения Отделом было принято во внимание наличие у кандидата в усыновители Малинина Р.В. факта уголовного преследования за преступление против жизни и здоровья, уголовное дело по которому было прекращено не по реабилитирующим основаниям.
Малинин Р.В, не согласившись с данным заключением, обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный спор и отказывая в иске, суд исходил из того, что у Отдела по охране прав несовершеннолетних имелись предусмотренные статьей 127 Семейного кодекса РФ правовые основания для дачи оспариваемого заключения, поскольку обстоятельства совершенного Малининым Р.В. преступления, подвергавшегося уголовному преследованию по статье 116 части 2 пункту "а" Уголовного кодекса Российской Федерации за нанесение побоев потерпевшему Дмитриеву Б.В, не позволяют убедиться в том, что он обладает личностными качествами, необходимыми для воспитания ребенка.
Между тем, судом первой инстанции нормы материального права по настоящему делу применены неправильно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни, воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Правилами в частности определяется порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) (далее именуется - усыновление) гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации (пункт 1).
Согласно пункту 6 Правил, граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями, в котором указываются сведения и прилагаются документы, по перечню, предусмотренному названным пунктом Правил.
Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа (абзац 8 пункта 9 Правил).
После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) (пункт 10 Правил).
Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (пункт 14 Правил).
При этом Правила, определяя круг лиц, которые могут быть усыновителями, в пункте 3 устанавливает, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением, в частности:
лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта (подпункт 9);
лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья (подпункт 10).
В силу абзаца 14 пункта 9 Правил, в случае если выявлено, что граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, относятся к лицам, указанным в подпункте 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, и не относятся к лицам, указанным в подпунктах 1 - 9 и 11 - 13 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, информация об этом указывается в заключении о возможности граждан быть усыновителями.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, в их системной связи, в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка относится к лицам, поименованным в подпункте 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ и одновременно с этим не относится к лицам, указанным в подпункте 9 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства, при отсутствии иных препятствий, обязан выдать заключение о возможности такого лица быть усыновителем, но с указанием в нем соответствующей информации (то есть о судимости либо уголовном преследовании заявителя за указанные в подпункте 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ преступления, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести).
В свою очередь данная информация, отраженная в заключении о возможности лица быть усыновителем, наряду с заключением органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления, подлежит учету судом, рассматривающим конкретное дело об усыновлении ребенка.
Как видно из дела, постановлением следователя СО N 5 СУ при УВД по городу Калуги от 09 сентября 2010 года, в связи с примирением с потерпевшим Дмитриевым Б.В, прекращено уголовное дело в отношении Малинина Р.В, обвинявшегося в совершении преступления небольшой тяжести, предусмотренного статьей 116 части 2 пункта "а" Уголовного кодекса Российской Федерации, относящегося к преступлениям против жизни и здоровья.
Вместе с тем, при рассмотрении заявления Малинина Р.В. с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем, Отдел по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги, располагая указанными данными, вопрос об относимости Малинина Р.В. к лицам, поименованным в подпункте 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ, как того требуют положения абзаца 14 пункта 9 Правил, не разрешил.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требования о признании незаконным заключения от 23 мая 2019 года N 2212/22-19 о невозможности Малинина Р.В. быть усыновителем, с возложением на Отдел обязанности повторно рассмотреть заявление Малинина Р.В, с учетом настоящего апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 309, 310 (часть 2 пункт 4), 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 20 августа 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение Отдела по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги от 23 мая 2019 года N 2212/22-19 о невозможности Малинина Р.В. быть усыновителем.
Обязать Отдел по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги повторно рассмотреть заявление Малинина Р.В. от 14 мая 2019 года о даче заключения о возможности быть усыновителем.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.