Калужский областной суд в составе: председательствующего судьи Власова Е.В., при секретаре Купрач И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Савельевой Натальи Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установил:
Савельева Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление Росреестра по Калужской области).
При рассмотрении дела в суде представитель Савельевой Н.А. по доверенности Казакевич И.Н. просил удовлетворить административный иск. В его объяснениях по делу и в ранее представленных суду письменных объяснениях со стороны административного истца указано, что Савельева Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Калужская область, город Жуков, "адрес". Также указано, что кадастровая стоимость упомянутого земельного участка ранее для целей налогообложения по состоянию на 01 января 2014 года была принята в сумме 1079910 руб. и исходя из этой кадастровой стоимости за земельный участок с кадастровым номером N Савельевой Н.А. был уплачен в 2015 году земельный налог за 2014 год в сумме 16199 руб. Однако в 2017 году налоговый орган произвел перерасчет подлежащего уплате Савельевой Н.А. земельного налога за 2014 год, исчислив его из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 4087470 руб. По мнению представителя Савельевой Н.А, она вправе в настоящее время оспорить ставшую архивной кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере 4087470 руб, определенную на основании постановления Правительства Калужской области N 257 от 06 июля 2009 года, поскольку перерасчет земельного налога был произведен уже после того, как данная стоимость стала архивной; эта стоимость имеет для Савельевой Н.А. значение для целей справедливого определения подлежащего уплате земельного налога за 2014 год, ранее реализовать свои права на оспаривание кадастровой стоимости Савельева Н.А. не могла, поскольку такая стоимость была применена только в 2017 году, сроки на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ею не пропущены.
Существо требований Савельевой Н.А. состоит в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 13 марта 2012 года в размере его рыночной стоимости - 2101000 руб. в соответствии с отчетом оценщика (ИП Шведова) на период с 26 августа 2013 года по 17 января 2015 года, что позволит применить ее для целей налогообложения за 2014 год.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Калужской области, а в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление ФНС по Калужской области, МИФНС N 3 по Калужской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калужской области.
Представитель Правительства Калужской области по доверенности Берковская М.А. в судебном заседании просила административный иск Савельевой Н.А. оставить без удовлетворения. Ранее в письменном отзыве на иск со стороны Правительства Калужской области было указано о наличии оснований для прекращения производства по делу (л.д.106-109).
Основанных на доказательствах возражений по иску со стороны участвовавшего со стороны представителя Министерства экономического развития Калужской области Буковской Е.В. не поступило.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных в деле документов видно, что Савельевой Н.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, общая площадь 3000 кв.м, адрес объекта: "адрес" (л.д.7).
В дело представлено налоговое уведомление от 16 мая 2015 года на имя Савельевой Н.А, предусматривающее, что за вышеуказанный земельный участок она должна заплатить земельный налог за 2014 год в сумме 16199 руб. Земельный налог исчислен из кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 1079910 руб, определенной в указанном размере исходя из постановления Правительства Калужской области от 21 августа 2003 года N 224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области" (л.д.35, 36, 182). Земельный налог в указанном размере за 2014 год был уплачен Савельевой Н.А. в 2015 году (л.д.183).
В последующем налоговым органом был произведен расчет земельного налога за земельный участок с кадастровым номером N, подлежащий уплате Савельевой Н.А. за 2014 год.
В дело представлено налоговое уведомление от 23 августа 2017 года на имя Савельевой Н.А, предусматривающее, что за вышеуказанный земельный участок она должна заплатить земельный налог за 2014 год в сумме 61312 руб. до 01 декабря 2017 года. Земельный налог исчислен из кадастровой стоимости данного земельного участка в сумме 4087470 руб, определенной в указанном размере по состоянию на 13 марта 2012 года, исходя из постановления Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" (л.д.11, 13, 14, 114). При этом сведения о кадастровой стоимости по постановлению Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 внесены в реестр недвижимости 26 августа 2013 года, а о следующей (по приказу Министерства экономического развития Калужской области от 14 февраля 2014 года N 201-п) кадастровой стоимости названного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года - 1640910 руб. были внесены в ЕГРП 18 января 2015 года (л.д.8, 11, 60, 61).
В деле представлены сведения о том, что в настоящее время кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2018 года определена в соответствии с приказом Министерства экономического развития Калужской области от 08 октября 2018 года N 1225-п в сумме 2068800 руб. (л.д.138, 164).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости за период с 26 августа 2013 года по 17 января 2015 года, Савельева Н.А. обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением - дата обращения 24 января 2019 года.
В силу части 3 статьи 245 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Вместе с тем требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В силу пункта 1 статьи 388 Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Налогового кодекса Российский Федерации подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае обязанность по уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером N за 2014 год, исчисленного исходя из кадастровой стоимости в размере 4087470 руб, возникла у Савельевой Н.А. только с момента получения налогового уведомления N 2677435 в 2017 году и до момента ее исполнения
административным истцом либо принудительного взыскания налоговыми органами в судебном порядке сумм недоимки и пени, исходя из указанной налоговой базы по земельному налогу за 2014 год, исчисленной на основании не оспоренной кадастровой стоимости, у Савельевой Н.А. сохранялась возможность пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка в целях расчета налоговой базы по земельному налогу за указанный период.
Установлено, что Савельева Н.А. предпринимала действия, направленные на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в размере 4087470 руб. В частности, 03 ноября 2017 года она обратилась в Управление Росреестра по Калужской области по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N (л.д.17, 18). До момента вступления в силу судебного акта о принудительном взыскании налоговым органом задолженности по земельному налогу за 2014 год, исчисленной из кадастровой стоимости в размере 4087470 руб, она обратилась в суд с заявлением об оспаривании этой кадастровой стоимости (л.д.1-3, 115-119). При рассмотрении настоящего дела в суде административный истец ссылалась на то, что будучи не согласной с кадастровой стоимостью в размере 4087470 руб. и оспаривая ее при принудительном взыскании налоговым органом задолженности по земельному налогу за 2014 год, она, несмотря на состоявшиеся решение Жуковского районного суда Калужской области от 21 ноября 2018 года и определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 19 февраля 2019 года, сохранила право на пересмотр итоговой суммы взыскиваемого налога с учетом обстоятельств определения кадастровой стоимости судом при рассмотрении дела по настоящему административному иску в соответствии с положениями статьи 350 КАС Российской Федерации. Суд признает такую правовую позицию по делу административного истца обоснованной, поскольку иное означало бы лишение административного истца возможности защиты ее прав в ситуации, когда ею был оплачен земельный налог в 2015 году, а в 2017 году были предъявлены требования о его доплате исходя из иной кадастровой стоимости.
С учетом вышеуказанных обстоятельств и приведенных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что требование Савельевой Н.А. о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, подлежит рассмотрению по существу. Приводившиеся доводы о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу являются несостоятельными.
В силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Определенная в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 06 июля 2009 года N 257 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 13 марта 2012 года составила 4087470 руб.
Суду представлен отчет N 71/0119, составленный ИП Шведова, содержащий сведения о том, что по состоянию на 13 марта 2012 года рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 2101000 руб. (л.д. 19). Данные этого отчета при рассмотрении дела не опровергнуты; при этом они согласуются с данными о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, приведенными в соответствии с
приказами Министерства экономического развития Калужской области от 14 февраля 2014 года N 201-п и от 08 октября 2018 года N-п.
С учетом установленных по делу обстоятельств и применительно к вышеуказанным нормативным положениям суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:07:110210:48 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 13 марта 2012 года в сумме 2101000 руб. на период с 26 августа 2013 года по 17 января 2015 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, общая площадь 3000 кв.м, адрес объекта: "адрес" по состоянию на 13 марта 2012 года в размере 2101000 руб. на период с 26 августа 2013 года по 17 января 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Власов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.