Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А. и Масенина П.Е, с участием секретаря судебного заседания Акулиничева Г.В. и представителя административных ответчиков Васенковой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-105/2019 по апелляционной жалобе административного истца Чубакова Ф.А. на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N прапорщика Чубакова Федора Александровича об оспаривании действий жилищной комиссии и командира указанной воинской части, связанных с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, представителя административных ответчиков, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Чубаков, проходивший военную службу по контракту с апреля 1999 года, был уволен с неё в октябре 2000 года в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
В ноябре 2002 года административный истец повторно поступил на военную службу по контракту, которую до настоящего времени проходит в войсковой части N, по адресу которой он с супругой, сыном 2004 г.р. и дочерью 2010 г.р. зарегистрированы по месту пребывания с 21 марта 2016 г.
В связи с достижением общей продолжительности военной службы более 20 лет Чубаков обратился в жилищную комиссию воинской части с заявлением о принятии его с членами семьи на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства в г. Москве, в удовлетворении которого решением, оформленным протоколом заседания жилищной комиссии от 25 июня 2019 г. N 8, утвержденным командиром воинской части 27 июня того же года, отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В обоснование решения указано, что ранее Чубаков был бесплатно обеспечен жильем, относящимся к государственному жилищному фонду, распорядился им по своему усмотрению, в настоящее время возможность сдачи этого жилого помещения у него отсутствует, и как следствие, он не в праве претендовать на повторное жилищное обеспечение за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
Полагая свои права нарушенными, Чубаков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом заседания от 25 июня 2019 г. N 8, об отказе в признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства и обязать жилищную комиссию воинской части повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Чубакову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что ранее принадлежавшие ему и членам его семьи на праве собственности жилые помещения предоставлялись не в связи с прохождением им военной службы, и с момента отчуждения ими этих жилых помещений прошло более пяти лет.
Отмечает, что в настоящий момент его проживание по адресу: "адрес", имеет временный характер, членами семьи собственника этого дома он и члены его семьи не являются.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с указанным Законом, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам, занимающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, предоставлено право с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приватизировать эти помещения, то есть получить их бесплатно в собственность.
Целью этого закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье.
Таким образом, участие граждан в приватизации жилых помещений, занимаемых в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, является одним из способов удовлетворения потребностей в жилье.
В соответствии со статьёй 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Следовательно, в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Согласно абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 названного кодекса нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Постановлением Главы муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области от 4 мая 2007 г. N 612 установлена учетная норма для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10, 5 кв.м. общей площади на одного человека.
Такая же учетная норма установлена и постановлением главы Администрации муниципального образования "Г. Десногорск" Смоленской области от 27 июня 2005 г. N 356.
Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 указанная учётная норма установлена в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
Из материалов дела видно, что в период прохождения военной службы по контракту Чубаков был обеспечен по установленным нормам жилым помещением по адресу: "адрес", общей площадью 74, 9 кв.м, которое в порядке приватизации на основании Договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде, утвержденного постановлением Главы администрации Рославльского района от 11 июня 1999 г. N 577, передано родителям административного истца, его сестре и ему в общую долевую собственность в равных долях, а в ноябре 2011 года административный истец подарил принадлежащую ему долю своей матери.
Таким образом, Чубаков был обеспечен из государственного жилищного фонда жилым помещением площадью, превышающей учётную норму, как по месту прохождения военной службы, так и по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства, то есть являлся обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, в том числе, когда уже являлся военнослужащим. Однако, распорядившись полученным от государства жилым помещением, поставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением за счёт государства, но уже в порядке, установленном Законом, без сдачи ранее предоставленного ему по установленным нормам из государственного жилищного фонда жилья.
При таких данных распределение административному истцу жилого помещения без учета доли жилого помещения, ранее полученного за счёт государства, приведет к сверхнормативному обеспечению его жильем, о чем верно указал суд первой инстанции.
При этом гарнизонный военный суд правомерно учел, что административным истцом не представлены доказательства совершения им действий по возврату ранее полученного от государства жилого помещения.
Соответствующий единый подход, предусматривающий необходимость сдачи ранее полученного от государства жилого помещения, относящегося к публичной собственности (государственной или муниципальной), как условие последующего жилищного обеспечения, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и не зависит от фонда, к которому относится занимаемое (ранее предоставленное) жилое помещение.
В частности, эта обязанность касается необходимости сдачи жилого помещения, полученного как самостоятельно, так и в качестве члена семьи другого гражданина, что согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 29 января 2015 г. N 117-О.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий, обеспеченный по установленным нормам в полученном от государства жилым помещением, распорядился им и не может его сдать в установленном порядке, то, вопреки доводу автора жалобы, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения от государства в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Закона, даже по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК РФ.
Кроме того, из материалов дела видно, что по Договору о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир в муниципальном жилищном фонде от 10 апреля 2007 г. Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области передала гражданам Орловой В.И. (мать супруги), а также Чубаковой Е.Н. и Чубакову С.Ф. (супруге и сыну административного истца, соответственно) в общую долевую собственность жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 44 кв.м.
26 ноября 2011 г. супруга административного истца подарила свою долю в праве общей долевой собственности Орловой В.И, оставаясь быть зарегистрированной с сыном по указанному адресу до 3 марта 2016 г.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что супруга административного истца также была обеспечена жильем от государства и распорядилась им по своему усмотрению, а их сын обеспечен указанным жильем по настоящее время.
Кроме того установлено, что Чубаков и его дочь до 3 марта 2016 г. были зарегистрированы по адресу: "адрес" общей площадью 67, 8 кв.м, в принадлежащем ему с 2008 года на праве собственности жилом доме, подаренном своей матери в январе 2012 года.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные обстоятельства препятствуют обеспечению административного истца и членов его семьи жильем в порядке, установленном Законом, обоснованно отказав в удовлетворении административного искового заявления.
Ссылка в жалобе на положения Закона и Правил с указанием на то, что как военнослужащий свое право на обеспечение жильем с членами своей семьи он не реализовал, по вышеизложенным основаниям является несостоятельной, поскольку обусловлена неправильным пониманием автором жалобы норм материального права.
Иные доводы жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами гарнизонного военного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 19 августа 2019 г. по административному исковому заявлению Чубакова Федора Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.